in

“Не исключаю, что весь проект — афера”: что не так с первым битумным терминалом на Волге

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

 

 

В 20 километрах от наукограда Дубна, в сельском поселении Титовское, к 2024 году планируют построить битумный терминал площадью 18 га. Проектируемый мультимодальный портовый комплекс станет крупнейшим в России речным хабом, специализирующимся на перевалке, хранении и производстве нефтепродуктов. Местные жители уверены, что терминал негативно скажется на экологической обстановке. Рассказываем, что будет с районам в случае его постройки.

 

 

По данным «Коммерсанта», терминал будет включать речной промышленно-логистический комплекс для приемки, хранения, производства и реализации нефтепродуктов, доставляемых с НПЗ автомобильным, железнодорожным и речным транспортом.  Речь идет о битуме, маслах, мазуте, а также полимерном модифицированном битуме и мастике, которые используются в дорожном строительстве и выпуске кровельных материалов. По предварительным расчетам, комплекс сможет пропускать в навигацию 1 тысячу судов и более 2 млн тонн грузов, а также складировать и перерабатывать единовременно 100–500 тысяч тонн нефтепродуктов. 

 

Первый битумный 

 

Строить терминал будет компания «СервисТерминалГрупп» с поддержкой ФГБУ «Канал имени Москвы». На работах по дноуглублению, берегоукреплению и погрузке-разгрузке будет задействован флот канала. Это первый опыт строительства битумного терминала на реке.

 

Жители располагающихся недалеко Кимр и Дубны обеспокоены возможным соседством, активисты написали открытое письмо Путину и собирают подписи против строительства, но по словам местных жителей, сейчас активность в зачаточном состоянии, потому что четкого объяснения от представителей региона не поступает.

Как рассказал «МБХ медиа» представитель «СервисТерминалГрупп» (не представился), решения о строительстве пока нет, а «терминала может и не быть», но отказался комментировать, на каком этапе находится процесс обсуждения. 

 

Еще в ноябре 2019, когда о строительстве терминала только заговорили, источник «Коммерсанта» из судоходной отрасли усомнился в том, что проект реализуем.  Главным вопрос, по его мнению, — куда повезут этот битум и от какого НПЗ. 

 

Но местные жители уверены, что все готово к стройке, и осталось только договориться с местными властями. Они утверждают, что якобы несколько месяцев назад губернатор приехал в Кимры и согласовал с Титовской администрацией строительство. В ответ на запрос местных жителей администрация прислала «отписку с издевкой», что рабочая группа выехала на место предполагаемого строительства, но строительства не обнаружила, рассказал инициатор открытого письма Александр Анисимов. Но Сельскохозяйственный кооператив «Кимрский», со слов авторов открытого письма, уже предоставил на берегу реки Волга земельный участок площадью 18 га, который ему принадлежит на праве собственности, уже прошло согласование места размещения битумного терминала с администрацией Титовского сельского поселения, получено согласие на размещение Битумного терминала от администрации Кимрского района, согласовано размещение Битумного терминала с руководством ФГБУ «Канал им. Москвы». Местные жители уверены, что сейчас идет формальное согласование терминала, хотя общественных слушаний не было.

 

В письме активисты утверждают, что такой терминал на Волге и ее притоках может привести к загрязнению и экологической катастрофе.

 

«Строительство подобного терминала совмещенного с заводом (в заявке говорится о «производстве нефтепродуктов”), в Западной Европе и в Северной Америке оценивается в десятки миллиардов долларов США. Инициаторы проекта заявляют о стоимости этого «Терминала» в 2,5 млрд рублей, то есть цена занижена в сотни, если не в тысячи раз. За указанную сумму построить что-либо настоящее, работающее и активно не загрязняющее экологию НЕВОЗМОЖНО» – пишут активисты, однако проверить стоимость сейчас эксперты не готовы, из-за размытости формулировок. 

 

По словам координатора программы экологизации промышленной деятельности Центра охраны дикой природы и эксперта Международного социально-экологического союза Игоря Шкрадюка, проект вовсе может оказаться аферой: «Почему масло и битум в Московскую и Тверскую области надо везти по Волге, и затем перегружать в вагоны или грузовики, а не по железной дороге? С учетом замысловатой конфигурации фирмочек из одного человека не исключаю, что весь проект — афера, и может состояться только при вливании бюджетных денег, на что и рассчитан», – говорит Шардюк.

 

“Страсти” вокруг экологии 

 

Эксперт Минприроды России и центра «Эко-Согласие» Оксана Цитцер считает, что прогнозировать экологический вред от терминала сейчас очень сложно, но можно попробовать проанализировать опыт и историю других нефтеперерабатывающих заводов, например Менделеевского: «В начале 2000-х там была жуть, особенно с полями кислых гудронов, по дороге на нефтеперерабатывающий завод, чуть в стороне от автотрассы Ярославль-Рыбинск, находятся большие пруды. Кажется, будто здесь разводят рыбу. Однако нефтяной запах и черные как смола берега говорят сами за себя. В прудах не вода, а кислый гудрон ­­– продукт, получающийся на местном НПЗ при производстве масел». По словам  Цитцер, на территории бассейна Волги и ее притоков множество котлованов с нефтепродуктами. Остальное хранится под слоем песка. Ориентировочный объем — порядка 170 тысяч тонн. Продукты сернокислотной очистки масел сюда сливались с конца 19 века и вплоть до 1936 года, рассказывает эксперт. Но в истории региона есть и удачные проекты производств нефтепродуктов, например «Славнефть» в Ярославле, «где чистота, идеальные лаборатории, все соответствует требованиям и даже на территории велись археологические раскопки. Оттуда нефть перегоняют по трубе в Европу и руководители не хотят плохо выглядеть перед Европой», – вспоминает эколог.

 

По мнению Шардюка, с экологической точки зрения ничего хорошего в проекте нет, но и “страсти” и вокруг строительства чрезмерны: «Ново-Ярославский НПЗ перерабатывает 15 миллионов тонн нефти в год, Московский НПЗ перерабатывает 11 млн тонн нефти в год. Терминал под Кимрами будет переваливать до 2 млн тонн в год», — говорит он.

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.