Отец четырехлетнего Богдана Стойки со сложной формой ДЦП Василий второй год требует, чтобы его семье с ребенком-инвалидом дали квартиру, которая положена им без очереди. Девятого июля он вышел на очередной одиночный пикет и объявил голодовку. Пикет и голодовка завершились в тот же день, когда знакомая Стойки предложила его семье временно прописаться у нее, а ситуация с собственной жилплощадью пока никак не изменилась.
По состоянию на осень 2018 года, в очереди на квартиру в Барнауле стоят больше тысячи семей с детьми-инвалидами и еще около тысячи не могут встать в очередь. В основном это матери-одиночки, которые ухаживают за ребенком и получают пособие по его инвалидности.
Согласно федеральному закону 1995 года, семья с ребенком-инвалидом имеет право на получение жилья без очереди. В Алтайском крае с 2005 года действует закон краевого законодательного собрания — квартиры для детей-инвалидов и их семей выдают только малоимущим семьям.
Начальник юридического отдела регионального жилищного управления Алексей Медведев в разговоре с барнаульскими журналистами сказал, что начиная с 2017 года суд не признал ни одну семью малоимущей, потому что у семьи всегда есть доход — либо только пенсия по инвалидности, либо какие-то другие доходы родителей. По закону, который действует на территории Алтайского края, доход в малоимущей семье не должен превышать 8 600 рублей на каждого члена семьи с учетом пенсии по инвалидности ребенка. При этом все имущество семьи должно стоить не больше 70 000 рублей. Средний размер пенсии по инвалидности на Алтае — 22 000 рублей.
Некоторые семьи с детьми-инвалидами, которые не знали о том, что имеют право получить жилье без очереди в соответствии с российским законодательством, смирились и оформили ипотеку на квартиру и выбыли из очереди.
Некоторые семьи, которые нашли друг друга в соцсетях, продолжили борьбу за жилплощадь. Они объединились и стали выходить на митинги перед краевыми ведомствами. Последний раз митинг проходил 27 сентября 2018 года на площади Свободы в историческом центре города. На него пришло несколько десятков человек — родители детей-инвалидов и их дети. Митингующие требовали отменить закон Алтайского края или внести в него поправки, чтобы пособие по уходу за ребенком-инвалидом перестало считаться доходом.
В 2017 году они выступали у здания регионального жилищного управления на улице Крупской, 101, к.1 и ходили на прием к представителю президента Юрию Земскому. Это дало результат: на тот момент временно исполняющий обязанности губернатора Алтайского края Виктор Томенко подписал распоряжение о том, чтобы до конца года 30 семей-внеочередников получили жилье. С момента принятия закона в 2005 году это был первый случай, когда семьям с ребенком-инвалидом дали сразу 30 квартир за раз, а не одну-две за год. Тогда ключи от квартир получили те, кто знал о праве на получение жилплощади без доказательств малообеспеченности и отстаивали права в суде.
«Кто меня на работу возьмет?»
Один из постоянных участников митингов — Василий Стойка, который встал в очередь на получение собственного жилья в марте 2017 года. Семь лет назад Василий Стойка приехал в Барнаул из Украины на заработки и так и остался в России. Российское гражданство он получил в 2015 году. В Барнауле Василий встретил жену Олесю, которая четыре года назад родила ему сына Богдана. Врачи диагностировали у ребенка ДЦП, псевдобульбарный синдром (нарушение произношения и глотания, которые возникают из-за поражения мозга) и эпилепсию. Сейчас семья временно проживает у тещи Василия — втроем в одной комнате, где нет условий для ухода за хронически больным ребенком и занятий с ним.
До болезни доход Василия Стойки был меньше максимального дохода по закону, но семья также получала пособие по уходу за ребенком-инвалидом в 27 000 рублей. Городская администрация отказывалась признавать семью Стойки малоимущей до 23 января 2019 года. В этот день управление социальной защиты населения Барнаула выдало семье справку, которая подтверждала, что семья малоимущая, и давала право на субсидии. Однако 22 марта 2019 года комитет жилищно-коммунального хозяйства Барнаула выпустил приказ, в котором заместитель председателя комитета по жилищным вопросам Светлана Алексеева отказалась признавать семью малоимущей. По закону Алтайского края 2005 года, который установил пороговые значения дохода на каждого члена семьи, доход на одного человека в семье Стойка равен 11 000 рублей — почти на 2 500 рублей выше, чем положено иметь малоимущим. Василий Стойка рассказал «МБХ медиа», что ведомство также решило посчитать имуществом семьи подержанную «шестерку», которую Василий Стойка продал еще в 2018 году.
В мае 2019 года, когда Василию удалили опухоль в легком, единственным источником дохода стало пособие. Сейчас Стойка находится на учете у фтизиатра и каждый день ходит на процедуры в поликлинику — его курс лечения длится 15-18 месяцев. В ближайшие три месяца ему нельзя работать. «Да и кто меня на официальную работу возьмет, пока фтизиатр с учета не снимет?», — говорит «МБХ медиа» Стойка.
«Прицепились к тому, что нет прописки»
Семья Стойки 519-я в очереди по инвалидности.
По словам Стойки, он около 15 раз подавал иски в городскую и краевую прокуратуру Алтайского края на региональное жилищное управление, которое занимается предоставлением жилья семьям с детьми-инвалидами, с требованием предоставить его семье отдельную жилплощадь. Из прокуратуры отвечали отказом — дела по искам о предоставлении жилого помещения не относятся к спорам, в которых принимает участие прокурор. Стойка трижды подавал апелляцию по решениям, но попытки обжаловать заканчивались новыми отказами.
Василий Стойка рассказал «МБХ медиа», что один суд семье все же удалось выиграть. Стойке удалось выбить у краевого минздрава лекарства и смеси для питания Богдана, которые они имеют право получать бесплатно.
Стойка и дальше подавал бы иски в правоохранительные органы, но в начале июля юрист, у которого консультируется Стойка (мужчина не помнит ее имени), сказала ему, что семья имеет право получить жилье без очереди без предоставления доказательств своей малообеспеченности. Однако в городской администрации считают иначе.
Василий рассказал корреспонденту «МБХ медиа» о том, что в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края «прицепились к тому, что у них нет прописки». Когда семья Стойка вставала на учет в 2017 году, она была зарегистрирована в доме тещи Василия по адресу Братский проезд, 18. Когда начались суды, они выписались оттуда, чтобы получить собственное жилье. Тогда со Стойки стали требовать, чтобы у них была временная прописка. Юрист, у которого консультируется Стойка, считает, что регистрация не сильно влияет на процесс выдачи жилплощади, а городская администрация просто тянет время.
«Сил больше не было»
Первого февраля 2019 года Василий вышел на пикет напротив правительства Алтайского края с плакатом «Губернатор, выходи!». Василий Стойка стоял на пикете около четырех часов, но так и не дождался губернатора Алтайского края Виктора Томенко.
Третьего июля суд в очередной раз отказал Стойке в постоянной прописке. После суда Василий пришел в администрацию на прием к уполномоченной при губернаторе Алтайского края по правам ребенка Ольге Казанцевой. По словам Василия, когда он рассказал Казанцевой о решении суда и показал документы, та ответила ему, что «все в судовом порядке» и отправила «снимать жилье». Стойка сказал Казанцевой, что у него нет на это денег — он и так платит три тысячи рублей за коммунальные услуги и десять тысяч за аренду квартиры. «Тогда Казанцева резко отодвинула бумажки и сказала: прием окончен», — рассказал Стойка «МБХ медиа».
На следующий день Стойка вышел на пикет напротив здания правительства Алтайского края. Сразу после пикета Стойку позвали пройти внутрь и побеседовать с чиновниками. Василию удалось поговорить с заместителем губернатора Алтайского края Денисом Губиным и начальником жилищного отдела министерства жилищно-коммунального хозяйства Людмилой Штайнепрайс.
В разговоре с «МБХ медиа» Стойка сообщил, что Людмила Штайнепрайс сначала пообещала семье найти квартиру для прописки, но в понедельник, восьмого июля, сказала, что ничем не может помочь. «Людмила Семеновна сказала мне: вы были 519-е, а стали 412-е. Я вижу, что она мне врет, и разозлился. Спрашиваю у нее: кому вы сто квартир дали? Она говорит: идите ищите, где за выходные вы зарегистрируетесь, или мы сами будем думать, как вам помочь, а в воскресенье мы вам позвоним. В понедельник я сам позвонил ей и сказал, что не смог найти, куда приписаться. — У меня все городское, куда я припишусь? Она сказала, что не может ничем помочь. На следующий день после лечения я вышел на пикет и объявил голодовку, потому что сил больше не было».
На площади напротив правительства Алтайского края на проспекте Ленина, 25 Василий Стойка простоял около 20 минут, после чего к нему подошли представители правопорядка, попросили написать объяснительную. Потом, рассказывает Василий «МБХ медиа», «выскочили из администрации: чего от помощи отказались?»
В репортаже алтайских журналистов начальник департамента администрации губернатора и правительства Алтайского края по внутренней политике Юрий Проскурин сказал, что администрация пыталась помочь Василию Стойке и его семье, но тот отказался от помощи и на следующий день вышел на пикет напротив здания правительства Алтайского края. Стойка эту информацию опровергает. Во время беседы с корреспондентом «МБХ медиа» Стойка сказал, что чиновники предложили ему за два выходных дня найти место для временной регистрации и зарегистрироваться там вместе со своей семьей — и тогда ему смогут дать квартиру. «Я сказал, что не успею за это время найти. По итогу мне не предложили квартиру. Если бы мне предложили квартиру, я бы не отказался», — сказал Стойка.
Голодовку Василий прекратил после звонка своей знакомой — Оксаны Барковой. Ее семья с 17-летним сыном с инвалидностью с 2013 года стоит на учете в очереди на получение квартиры. Баркова пообещала временно прописать семью Стойки у себя в квартире-студии площадью 19 квадратных метров, чтобы семье Стойки смогли выдать квартиру. «Когда прокуратура составляла иск в Железнодорожный суд, я подсчитал, что нам должны будут выдать жилье на 64 квадратных метра», — рассказал корреспонденту «МБХ медиа» Стойка.
«Администрация боится, что все к ним побегут»
5 июля 2019 года Василий Стойка получил письмо от депутата Госдумы Елены Строковой, в котором говорилось, что если в действующем жилищном законодательстве не прописаны сроки, в которые внеочередникам должны выдавать жилье, то получить жилплощадь семья должна были сразу же после того, как она встала на учет. Строкова отправила обращение на имя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России с просьбой прокомментировать ситуацию с выдачей жилья семьям с детьми-инвалидами в Барнауле на примере семьи Стойки. Депутат также сообщила Стойке, что он имеет право подать в суд на министерство строительства и ЖКХ, если ей дадут отрицательный ответ.
Депутат от ЛДПР Евгения Боровикова, которой Стойка переслал письмо от депутата Госдумы Елены Строковой, в личной переписке с Василием Стойкой ответила, что «город обманул Стойку»: им говорили, что они малоимущие и таким образом «отсрачивали время». По ее мнению, городская администрация должна была дать жилье ребенку или снять его еще в прошлом году. Боровикова посоветовала Стойке идите с письмом от депутата на прием в краевой минстрой. Василий Стойка собирается отправиться туда 18 июля. Он надеется, что после визита в минстрой семье наконец-то дадут квартиру, но если этого не произойдет, он не намерен останавливаться.
12 июля Стойка созвонился с Людмилой Штайнепрайс, и она снова посоветовала Василию сначала решить вопрос с регистрацией, а потом подать документы, чтобы семью признали малоимущей. 17 июля Стойка планирует сдавать паспорта, чтобы семья смогла встать на постоянную регистрацию.
«Наверное, городская администрация боится, что нам сейчас дадут квартиру и все к ним побегут. В течение двух недель я зарегистрируюсь, чтобы нам дали постоянную регистрацию. Если и сейчас не дадут жилье, буду стоять до конца — не день, не два, пока моему ребенку не дадут квартиру. Мне проще с понедельника выйти на голодовку, чем добиваться того, что мы малоимущие. Зачем нам малоимущие? У нас ребенок больной», — сказал Стойка «МБХ медиа».