В субботу утром 74-летний правозащитник Валентин Кузнецов приехал в пригородный поселок Омский, чтобы снять с квадрокоптера территорию китайского городка. Напомним, что в начале октября жители Омского совершенно случайно узнали, что у них под боком возводится городок для 3,5 тысяч вахтовых рабочих из КНР. Сельчан подобная перспектива не обрадовала, и в прошлое воскресенье самые активные жители даже вышли на митинг. Тогда же выяснилось: участки, отданные под чайна-таун, до сих пор не переведены из категории земель сельхозназначения, и любые строительные работы на этой площадке, по сути, незаконны. Однако есть все основания говорить о том, что они ведутся. Еще месяц назад на объект «стянули» тяжелую технику – бульдозеры, экскаваторы, и вскоре рядом с будущим городком выросла гора земли.
С помощью аэросъемки Валентин Кузнецов хотел выяснить, что сейчас происходит за высоким забором с колючей проволокой. Видео удалось отснять. Однако когда Кузнецов и помогавший ему оператор собирались в обратную дорогу, к ним подъехали участковый уполномоченный и «представитель собственника», компании «СТГ-групп», Олег Кардонис. Полицейский попросил правозащитника предъявить удостоверение личности.
– Я пошел к машине, чтобы взять паспорт, но в этот момент мне наперерез бросился Кардонис, намереваясь меня схватить, – рассказывает Валентин Кузнецов.
74-летний мужчина попытался спастись бегством, но до своего автомобиля так и не добрался – на его пути возникли трое крепких мужчин в гражданской одежде (Кузнецов полагает, что это были сотрудники ЧОПа, вызванные Кардонисом на подмогу).
– Как в боевиках парням заламывают руки, так и мне заломали, «уложили» лицом в асфальт, стянули с моих брюк ремень, связали. Потом несколько раз пнули по ногам и в бок, ударили по голове и затолкали в белую иномарку, где продержали больше четырех часов, – продолжает правозащитник.
По словам Валентина Кузнецова, в машине ему стало плохо: у него началась рвота. Но захватившие его люди не обратили на это никакого внимания. Они не давали ему воды, не выпускали в туалет. Когда же Кузнецов пытался объяснить «охранникам», что их действия незаконны, в ответ сыпались угрозы:
– Что ты тут ерзаешь? Отвезем в лес, ломик воткнем в одно место, все сразу расскажешь.
– А что рассказывать-то? – недоумевал Кузнецов.
Выпавший из кармана правозащитника смартфон громилы забрали и успокоились только после того, когда стерли с него все данные, включая контакты, фотографии, приложения и видео, которое Кузнецов снимал в момент общения с участковым и Кардонисом.
Будучи пленником, Валентин Кузнецов имел возможность наблюдать через окно машины, как на место приехали еще три полицейских автомобиля и как стражи порядка о чем-то оживленно разговаривают с Кардонисом. О том, что в непосредственной близости от них насильно удерживают человека, блюстители порядка то ли не знали, то ли не хотели знать. Как бы то ни было, на помощь Кузнецову никто из них так и не пришел.
Закончилось все тем, что «секьюрити» отпустили Валентина Кузнецова, после чего им все же занялись полицейские. Правоохранители попросили правозащитника рассказать, как он… убегал от участкового. Мол, у них есть свидетельские показания на этот счет, и теперь они хотят взять с него объяснительную. Но давать какие-либо объяснения правозащитник отказался.
Целью всей этой «спецоперации», по мнению Кузнецова, была карта памяти с записью аэросъемки «китайского городка». Именно ее хотел заполучить «представитель собственника». В то время, когда правозащитник был заблокирован в белой иномарке, Кардонис разбирался с оператором, который, кстати, является владельцем квадрокоптера. Одного они не учли: Кузнецов захватил карту памяти с собой, когда пошел за документами.
Валентин Кузнецов готовит заявление в полицию по факту незаконного захвата и удержания его неизвестными лицами. Не намерены отступать и активисты из Омского: сейчас они добиваются того, чтобы вопрос о строительстве китайского городка был вынесен на референдум, в котором приняли бы участие все жители поселка. Активисты уверены, что именно референдум должен расставить все точки над i в этой истории.