«Единая Россия» во главе с председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеславом Макаровым упорно не желает конкуренции на муниципальных выборах. После подачи документов у избирательной комиссии есть 10 дней для принятия решения о судьбе кандидата — отказать или допустить до выборов. Об отказе члены комиссии обязаны оповестить на заседании, разъяснив причину, чтобы у будущего депутата была возможность устранить недочеты в документах. По факту, сотни кандидатов получают отказы в регистрации без предварительного предупреждения. Будущие депутаты от «Объединенных демократов», штаба Навального, «Партии Роста», «Яблока» и другие независимые кандидаты не идут на выборы по самым смехотворным и нелепым поводам.
Ваша «партия» с маленькой буквы?
На муниципальные выборы от петербургского «Яблока» не допустили 122 кандидата. Избирательные комиссии на Васильевском острове, в Петроградском, Центральном, Выборгском и Калининском районах продолжают отказывать в регистрации кандидатам от этой партии. Лидер фракции в ЗакСе Борис Вишневский считает это беззаконием и требует уголовного преследования для членов избирательных комиссий, нарушающих права граждан.
«Они не извещают кандидатов о наличии «недостатков» и о заседаниях ИКМО, на которых решают отказать кандидату. Политическая партия имеет право выдвинуть кандидатов в депутаты. И это право, как и конституционное право кандидатов участвовать в выборах, сейчас нагло и открыто уничтожается жуликами, которые отчаянно ищут — к чему бы им еще придраться, какую бы самую абсурдную причину еще найти для отказа? Это преступление, предусмотренное статьей 141 УК РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору», — уверен депутат ЗакСобрания.
Особенно отличилась избирательная комиссия муниципального образования Литейный, отказавшая всем «яблочникам» по надуманным предлогам. Именно здесь, в частности, придрались к написанию слова «партия» с маленькой буквы в документах — мол, официально «Партия Яблоко» пишется с большой буквы. По словам председателя регионального отделения партии Екатерины Кузнецовой правильность заполнения документов зависит от района, так как бумаги все заполняются одинаково.
«Мы всех уведомили о конференции, всем сделали одни и те же выписки и заявления с помощью программного обеспечения, но город разделился ровно на две части. Там, где у «Яблока» плохие результаты на выборах, никаких проблем с регистрацией кандидатов нет – документы принимают. А вот в тех районах, где у «Яблока» хорошие результаты на выборах, сдать документы не получается. Там нас пытаются снять любым способом. Получается у каждого избиркома свои правила игры», – рассказала «Северо-Запад. МБХ медиа» Екатерина Кузнецова.
Окружность, незавершённая избирателем
Но не только представители «Яблока» сталкиваются с беспричинными отказами в регистрации кандидатов. От «Штаба Навального» в Петербурге на сегодняшний день зарегистрировано 115 кандидатов, а отказы по разным причинам получили 52 человека. Один из избирателей, поставивший свою подпись за кандидата в депутаты Ирину Фатьянову, неразборчиво нарисовал нолик в обозначении месяца «06». Избирательная комиссия муниципального образования Смольнинское отказала Ирине Фатьяновой в регистрации из-за «окружности, которую не завершил избиратель», когда указывал ноль — комиссия пришла к выводу, что он написал «96». В МО Измайловское кандидатам угрожали прокуратурой за «подделку» подписей, но с экспертизой не ознакомили. Сотрудники штаба сообщают, что члены комиссии этого округа даже ходили к соседям кандидатов и требовали отозвать свои подписи.
Экс-координатор штаба Денис Михайлов рассказал «Северо-Запад. МБХ медиа», что комиссия в «Смольнинском» признала недействительными 7 из 19 подписей, которые он собирал лично и в которых абсолютно уверен.
В преддверии заседания комиссии он и другие кандидаты от штаба вышли в пикеты около ГИКа. Плакаты «Смольнинское ОПГ» и «Им больше нравится 69» красочно проиллюстрировали ситуацию с муниципальными выборами в Петербурге. В результате Дениса Михайлова отказались регистрировать в кандидаты в муниципальные депутаты в МО «Смольнинское».
«Теперь официально отказали в регистрации. С документами все идеально, с подписями тоже. Но по данным МВД, в России на 19 человек, 4 человека с недействительными паспортами. Как мы так живем то вообще? Или всё-таки фальсифицируют документы? Будем обжаловать в ГИК!», — сообщил Михайлов.
Получить удостоверения кандидата не удалось и другим участникам команды Михайлова — Евгению Казакову, Дарье Старцевой и Ирме Фатьяновой. Основанием для отказа, по словам активиста, послужили отсутствие подтверждения оплаты подписных листов и опечатки в цифрах в документах. Несмотря на препятствия со стороны ИКМО «Смольнинское» долгожданный статус кандидата получили Диана Серая и Елена Бархатова.
«Фальсифицированные» подписи
Подделка подписей — частое обвинение в адрес оппозиционных кандидатов. Сергея Харитонова, баллотирующегося в МО Измайловское обвинили в фальсификации подписей. Он уверен, что обвинения ложны: Сергей вместе с двумя другими независимыми кандидатами – Александром Кирпичевым и Валерием Шапошниковым – лично ходил по квартирам.
«Среди совершенно идентичных наборов документов члены комиссии выявили разные ошибки у каждого кандидата, а после вычета забракованных для регистрации не хватило ровно по одной подписи. Мы подали официальное возражение с целью получить почерковедческую экспертизу подписей, но председатель предпочел поиграть с кандидатами в прятки. За час до конца работы ИКМО его все-таки нашли и вручили под роспись документы. Если меня не зарегистрируют, буду добиваться справедливости уже в суде», — уверяет Харитонов.
Пресс-секретарю “Открытой России” Наталье Грязневич отказали в регистрации в качестве кандидата в муниципальные депутаты в МО «Дворцовый округ». Основанием для отказа стали забракованные подписи избирателей — из 14 возможных 10 признаны недействительными, якобы из-за неправильного адреса избирателей. Грязневич уверена, сверка данных проводилась по устаревшей базе.
«Незадолго до этого комиссия показала мне результаты проверки моих подписных листов графологами и сверку данных избирателей по базе МВД. Результат был в мою пользу. Я подписала протокол итогов проверки подписей, в котором написано, что оснований для отказа в регистрации не имеется. Можете представить себе моё удивление, когда они достали буквально из рукава „обновлённые итоги проверки данных избирателей“. По ним уже не 3, а 10 подписей из 14 признаны недействительными. Тоже из-за „неверного адреса“. Что произошло за это время, и кто занервничал?», — рассказала Наталья.
Не судимы были
Еще одна изощренная форма для отказа — отсутствие справки о судимости. По этой причине двадцати кандидатам в муниципальные депутаты от «Партии Роста» было отказано в регистрации. Об этом в своих соцсетях сообщил лидер регионального отделения партии Павел Швец.
«Основания для отказа не имеют ничего общего с законом: не указали сведения о несудимости, что не требуется по закону, если ты не судим, не написали, что давали согласие «Партии Роста» на выдвижения нас кандидатами, хотя это черным по белому написано в поданных в комиссию заявлениях. Выдвигавший нас политсовет якобы нелегитимный — на основании каких документов комиссия сделала такой вывод не понятно», — рассказал Швец.
Кандидатов не уведомили за три дня до заседания комиссии о недостатках в документах. Они будут добиваться справедливости — подадут жалобу в Горизбирком и обратятся в суд. Тем временем они не могут получить копии решений об отказе в регистрации. «Нам предлагают еще недельку постоять в очереди», — сообщает Павел Швец.
Вибровозбудители и отказ по смс
В избирательной комиссии округа Екатерингофский до сих пор творится откровенный правовой беспредел. На днях состоится решающее заседание ИКМО, на котором, вероятнее всего, будут отстранены от участия в выборах все независимые кандидаты. Оппозиционный политический активист Федор Горожанко выдвинулся только при помощи полиции и представителей горизбиркома и ЦИК. Теперь ему могут отказать в регистрации — но заседание комиссии все никак не начинается.
Накануне заседания в 23 часа Федору Горожанко пришло смс приглашение на собрание, но его несколько раз переносили — меняли место, время, в итоге и вовсе отменили, заявив, что «муниципальная комиссия не может собрать кворум и соответственно принять никаких решений»
«Возможно, они потеряли наши документы. Потому что сейф был пуст, насколько я знаю, секретарь наши документы даже домой уносила, чего делать категорически нельзя», — рассказал Горожанко.
Юрий Багров и Динар Идрисов как члены комиссии с правом совещательного голоса пришли в Екатерингофский, чтобы ознакомиться с документами. Председатель комиссии Ксения Недбайло отсутствовала, а секретарь отказала кандидатам в помощи и спустя пару часов спокойно ушла домой, оставив двери помещения открытыми. В присутствии полиции кандидаты вошли в помещение и обнаружили, что обо оборудовано «вибровозбудителями» для глушения аудиозаписей и пунктом видеонаблюдения.
ГИК, ЦИК, суд
Кандидаты в борьбе за свои права обращаются в ГИК и ЦИК, суды и прокуратуру . «Объединенные демократы» потребовали возбудить уголовное дело на председателя ИКМО «Гагаринское» Алекси Цхададзе. О том, что стало основанием для судебного разбирательства, рассказал «Северо-Запад. МБХ медиа» кандидат от проекта «Объединенные демократы» Юрий Филиппов.
«Председателем комиссии была нарушена статья 141 УК РФ — воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Цхададзе в присутствии свидетелей принял у меня все необходимые документы. В описи о принятии есть соответствующие отметки. Однако в полученном извещении комиссия сообщила, что я эти документы не предоставил. Что в дальнейшем послужило поводом для отказа в регистрации. Повторно предоставить документы не было возможности, так как комиссия скрывалась, никого из ее членов не было на рабочем месте. Мы, считаем, что поданные нами документы были намеренно спрятаны или уничтожены председателем, чтобы не допустить до выборов».
Некоторым кандидатам через суд удалось признать решения избирательных комиссий незаконными. Московский районный суд удовлетворил административные иски Андрея Старикова, Максима Петрова и Никиты Никифирова о признании незаконными решений к ИКМО Новоизмайловское по отказу принятия документов и исправлений недочётов.
После успешного завершения трёх судов, кандидаты с исполнительными листами на руках снова отправились в ИКМО Новоизмайловское. Однако работники комиссии продолжали отказывать в приёме каких-либо обращений и документов кандидатов. После нескольких попыток заставить комиссию исполнять требования суда, председатель всё-таки принял документы у кандидатов. Максим Петров смог получить удостоверение кандидата в муниципальные депутаты. А вот Андрею Старикову и Никите Никифорову отказали из-за якобы неправильно оформленных документов. Никита и Андрей будут обжаловать эти решения.
«Они нашли недочёт в финансовом отчёте связанный с не указанием субъекта выдвижения, грубо говоря к самой формулировке придрались. У нас был день для внесения исправлений, а член ИКМО отказывалась принимать необходимые документы, говорила приносить их на комиссию, но вполне очевидно, что это поздно. В нас последний день для внесения изменений у комиссии был выходной, они тем не менее провели комиссию для других кандидатов, я пытался узнать время, когда она будет проходить но Евгения Хатыповна, член ИКМО которой звонили сказала что все нужные люди уже уведомлены. По итогам мы направили жалобы в ГИК и ЦИК», — поделился Андрей Стариков
Реакция власти и общественности
В ответ на множественные нелепые нарушения общественное движение «Голос» потребовало отменить выборы в трети муниципалитетов Петербурга. Движение наблюдателей представило данные по нарушениям закона в 32-х муниципальных комиссиях города. По мнению общественников, масштабы бедствия настолько огромны, что было бы разумнее отменить и перенести выборы на более поздний срок — сейчас все нарушения исправить не получится.
Наблюдатели утверждают, что в Петербурге «продолжается грубое и демонстративное нарушение законодательства на выборах депутатов», а заявления ЦИК о «нормализации» на выборах не находят подтверждения. «За три недели муниципальной кампании в различные инстанции уже направлено более 434 жалоб и обращений и размещено 70 сообщений на «Карту нарушений», — подсчитали они.
На основании этого «Голос» заявил, что «в сложившихся условиях восстановить закон в целом ряде избирательных комиссий без отмены и переноса выборов невозможно». Также движение призвало Центральную и Городскую избирательные комиссии перенести выборы в части муниципалитетов города и разобраться с поведением сотрудников комиссий в этих округах.
Врио губернатора Петербурга Александр Беглов впервые за все время муниципальной кампании сделал публичное заявление — он считает муниципальную избирательную кампанию безобразной.
«Все, что сейчас происходит, наносит большой вред репутации нашего города, и грязные выборы никому не нужны. Вся страна смотрит телевизор, интернет, и в одном из лучших городов нашей страны происходят такие безобразия. Я полностью поддерживаю действия городской избирательной комиссии, работают оперативно правоохранительные органы», — сказал Беглов в видеообращении.
Врио призвал к реформированию системы, а иначе будут продолжаться «безобразия и злоупотребления».
«Избирательные комиссии муниципальных образований практически никому не подчиняются — ни ЦИКу, ни Горизбиркому, ни каким-то другим структурам».
Это первое официальное заявление со стороны Смольного. Градоначальник отреагировал на ситуацию через месяц после начала кампании в петербургских муниципалитетах. По-видимому, закрывать глаза на происходящее уже невозможно. Публичного заявления не сделал только председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров. По слухам, именно в подконтрольных ему округах не допускают на выборы оппозиционных кандидатов.