in

По кличке Рыба. На пути к миллиардам Дмитрий Рыболовлев почти год отсидел в пермском СИЗО

Дмитрий Рыболовлев. Фото: ZUMAPRESS.com / ТАСС

В Монако арестовали российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, которого называют «королем Монако без короны», по подозрению в “торговле влиянием” (использование административного ресурса для давления на органы власти) и коррупции. «МБХ медиа» вспоминает, как Рыболовлев на пути к лазурным берегам Монако уходил от посадки в тюрьму в России.

Впервые Дмитрий Рыболовлев угодил за решетку 21 мая 1996 года. Он был задержан в пермском аэропорту Большое Савино сразу после возвращения из Швейцарии. Бизнесмена обвинили в организации убийства гендиректора АО «Нефтехимик» Евгения Пантелеймонова и организации покушения на убийство ранее судимого за вымогательство президента клуба спортивных единоборств Владимира Нелюбина, которого в Перми считали одним из лидеров организованной преступности. Рыболовлев отсидел в СИЗО одиннадцать месяцев, его заместитель по руководству банком «Кредит ФД» Владимир Шевцов – полтора года. Оба были оправданы Пермским областным судом, который не поверил некоторым свидетелям со стороны обвинения – в том числе бывшему начальнику управления КГБ по Пермской области, генерал-майору Дмитрию Вохмянину.

 

«Посторонних – к стене»

24 июня 1996 года, 10 часов 20 минут. На второй этаж старого здания Ленинского районного суда Перми врываются люди в камуфляже и масках, с автоматами наперевес. Всех, кто находится в коридоре, заставляют встать лицом к стене. Пытаюсь понять, что происходит там, за спиной. По зычным командам узнаю голос Александра Зырянова, начальника отдела по расследованию бандитизма и убийств областной прокуратуры. Поворачиваюсь в его сторону со словами: «Александр Николаевич! Я – журналист Лобанов». Зырянов с досадой приказывает спецназу: «Этого отпустить!»

Дмитрий Рыболовлев (справа), 1990-е годы. Источник: compromat.ru

Минут через пятнадцать мимо проводят высокого молодого человека, закованного в наручники. Догадываюсь, что это Рыболовлев – президент чекового инвестиционного фонда «Каменный пояс» и коммерческого банка «Кредит ФД», председатель совета директоров АО «Уралкалий» и АО «Сильвинит», совладелец АО «Нефтехимик». В 10 часов 48 минут за ним закрылись двери в кабинет судьи Ирины Рутенко. В 11 часов 28 минут арестованного уводят на первый этаж, в камеру. Через 15 минут судья зовет к себе прокурора и адвокатов. От защиты потом узнаю – содержание в СИЗО продлено до 14 августа 1996 года.     

 

Залог в 1 миллиард

Утвердив в апреле 1997 года обвинительное заключение и направив в суд уголовное дело в отношении 12 человек, прокурор Пермской области Владимир Семенов распорядился изменить Рыболовлеву меру пресечения. Бизнесмен, встретивший за решеткой тридцатилетие, вернулся на свободу под залог в 1 млрд неденоминированных рублей.

Об этом я, тогда собкор «Российской газеты», сообщил 22 апреля в публикации «Короля «заказывали»?». Среди прочего в заметке говорилось: «Передел сфер влияния на экспорт минеральных удобрений из России – это, пожалуй, единственное, в чем сходятся позиции следствия и защиты». Текст завершался предположением: «Нельзя исключить возможности оправдательного приговора по делу Рыболовлева, со временем все больше напоминающему мыльный пузырь».

 

Убийство как предостережение

В Пермском областном суде Рыболовлева защищал московский адвокат Андрей Похмелкин, бывший сотрудник генпрокуратуры СССР, брат депутата Госдумы первого-четвертого созывов Виктора Похмелкина. Выступая в прениях, он полностью развалил версию о причастности подзащитного к криминалу.

Так, в числе доказательств были показания, данные на следствии одним из обвиняемых. Будто бы он видел в руках убитого затем соучастника Зуева бумажку с надписью «Рыба». Это улика против Рыболовлева как заказчика убийства гендиректора АО «Нефтехимик» Пантелеймонова, утверждало следствие. Где сама записка, кто ее написал и о какой рыбе могла идти речь – осталось неизвестным.

Обвиняемый Олег Ломакин (Прокоп), лидер действовавшей в Пермской области банды украинских наемников, еще во время предварительного расследования отказался от своего письменного заявления на Рыболовлева. В судебном заседании он признался, что оговорил бизнесмена под давлением следователей. Судья Василий Садовенко отметил в приговоре – показания Ломакина даны без адвоката, их необходимо считать недопустимыми доказательствами.

Олег Ломакин. Фото c сайта МВД

«А как относиться к ситуации, связанной с «передачей» пистолетов Ломакину? И комментировать неловко. Представьте картинку: президент банка сам передает два пистолета «ТТ» Ломакину. В то же время следствие устанавливает, что у того разве что «стингеров» не было. А так – целый арсенал: пистолеты, автоматы и даже гранатометы (…) Убийство совершилось. Рыболовлев воспринял это как предостережение ему самому. И я полагаю, что убийство Пантелеймонова было не самоцелью, а способом запугать Дмитрия Евгеньевича. Как следствие мимо этого прошло, не понимаю», — заявил адвокат Похмелкин.

 

По $1 тыс. и 15 лет на брата

Мотивом расправы с гендиректором АО «Нефтехимик» Пантелеймоновым, застреленного 4 сентября 1995 года у порога своей пермской квартиры, суд назвал желание «смотрящего» за предприятием Ломакина (Прокопа) сохранить контроль над финансовыми потоками. Исполнителями были Юрий Кирсанов и Сергей Ильинов, получившие от организатора Ломакина по $1 тыс. Каждый приговорен к 15-летнему заключению. Остальные 7 осужденных были наказаны на срок от 8 до 10 лет за бандитизм, соучастие в четырех убийствах, незаконный оборот оружия и боеприпасов.

Президент АКБ «Кредит ФД» Рыболовлев и его зам Шевцов были оправданы по эпизоду с организацией покушения на убийство авторитетного бизнесмена Нелюбина. Версия о том, будто этот  партнер по приватизации «Уралкалия», «Сильвинита», «Нефтехимика» и «Метафракса» был заказан за $20 тыс. одному из банковских охранников, признана судом необоснованной. Свидетельства бывшего начальника областного управления КГБ Вохмянина о наличии некой оперативной информации не нашли подтверждения.   

Как в лихие 90-е

Летом 2018 года СУ СКР по Пермскому краю прекратило уголовное преследование совладельца ООО «Торговый дом «Дары моря» Олега Ломакина. С бизнесмена снято обвинение в причастности к убийству авторитетного бизнесмена Анатолия Крашакова (Толи Курганского) и за ним признано право на реабилитацию.

50-летний Ломакин (Прокоп) вернулся на волю в 2009 году после условно-досрочного освобождения и продолжил заниматься бизнесом – в том числе совместно с Нелюбиным, бывшим потерпевшим по делу Рыболовлева. Фигурантом очередного расследования он стал после исчезновения Толи Курганского, выехавшего 26 августа 2016 года из Перми на согласованную встречу в Усольский район. Хотя тело не найдено, 10 октября 2016 года СКР возбудил уголовное дело об убийстве. 22 марта 2017 года Ломакин был объявлен в федеральный розыск. Утром 5 июня 2018 года он вместе с адвокатом добровольно явился к следователю – был задержан, обвинен в убийстве и на другой день арестован Дзержинским районным судом Перми.

23 августа уголовное преследование прекратили и Ломакина освободили из СИЗО. Ранее было прекращено уголовное преследование бизнесмена Андрея Наугольных (Трубы), который также обвинялся в убийстве Толи Курганского.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.