in

Почему на Северном Кавказе не рады смене полпреда и за что ценили Александра Матовникова, вместо которого приехал Юрий Чайка

Александр Матовников. Фото: Стоян Васев / ТАСС

На Северном Кавказе не все довольны перестановкой, которую сделал Путин, назначив бывшего генпрокурора России Юрия Чайку своим полномочным представителем в Северо-Кавказском федеральном округе. Александра Матовникова, который с 2018 года занимал эту должность, а теперь станет заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками, здесь называли «первым приличным полпредом». Мы пообщались с экспертами и узнали, чем Матовников заслужил такое отношение.

 

Из достоинств отстраненного полпреда чаще всего отмечают его чуткость и человечность, способность вести адекватный диалог. Журналист Заур Фарниев рассказал, что «с Матовниковым можно было поговорить, он абсолютно открытый человек». «На него просто было приятно смотреть, то, как он говорил, то, что он ездил довольно часто в Северную Осетию», — добавил он. 

Хотя полпред был в тесном контакте с населением, он все же не мог решить многие проблемы, в частности, «Матерей Беслана». «Для реабилитации пострадавших нужно в год около 10-15 миллионов, для страны это небольшие деньги. Матовников не мог их достать. Не потому, что не хотел, а потому что не было таких рычагов», — отметил он. Фарниев считает, что должность полпреда фиктивна — они в России как «свадебные генералы», как и сам институт полпредства: «он как маргарин, и от него нет ни вреда, ни пользы».

«Матовников демонстрировал заинтересованность и не боялся идти на диалог, сколько раз ему высказывали претензии те же “Матери Беслана”», — рассказывает блогер и общественный деятель Алик Пухаев. 

До того, как стать полпредом, Матовников был командиром сил специальных операций Главного разведывательного управления Генштаба. Его прежняя служба связана со специальным подразделением ФСБ «Альфа», которое занимается предотвращением терактов, освобождением заложников и другими операциями, в том числе в горячих точках.

«Только Сергей Меликов (полпред в СКФО с 2014 по 2016 гг, генерал-полковник — «МБХ медиа») устроился, только наладил какой-то диалог, как его “убирают.” Теперь Матовникова. Видимо, пришло понимание, что военные кадры не выполняют тех функций, которые ждет от них Владимир Владимирович. Хотя непонятно, чего он ждет на Кавказе», — говорит Пухаев. Перед вступлением в должность полпреда Сергей Меликов был командующим Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Алик Пухаев отметил, что при Матовникове и Меликове заметно снизилось давление на местных журналистов: «Не знаю, это с ними связано или просто тенденция пошла такая, но относительно 2010-2011 годов, когда журналистов на Кавказе убивали, ситуация изменилась к лучшему».

Блогер считает, что Матовникову не повезло — его назначили на должность, когда надо было проводить определение границ между кавказскими регионами, в том числе, в рамках территориального спора Ингушетии и Чечни. «Видимо, в Кремле считают, что Чайка как-то решит эти вопросы, хотя у меня нет понимания как», — подытожил Пухаев.

Для комитета «Матери Беслана», по словам его сопредседателя Анеты Гадиевой, назначение Чайки на пост полпреда стало неожиданным. Об отставке его предшественника она сожалеет. «Что касалось наших вопросов, столько внимания и понимания, как от Матовникова, от прежних полпредов не было», — рассказывает она.

По словам Гадиевой, бывший полпред чутко реагировал на их предложения. При его содействии комитет выиграл президентский грант на реализацию проекта «Помнить, чтобы жить» на 2,8 млн рублей. Сам проект был осуществлен тоже при помощи полпредства, в частности, сбор и систематизация всего материала по событиям в Беслане в сентябре 2004 года, оцифровка, размещение на сайте, круглые столы, разработка законопроекта о жертвах терактов и фотовыставки в семи регионах России.

«Были и дальнейшие планы. Было видно, что Матовников работает не формально, а реально. Планировали создать центр профилактики противодействия терроризму на базе школы №1 в Беслане. Также мы надеялись, что и расследование самого теракта тоже активизируется, потому что мы в своем обращении к полпреду эту проблему тоже поднимали», — рассказывает Гадиева.

По ее словам, Беслан для Матовникова был личной темой, так как он сам участвовал в спецоперации в Беслане. Гадиева заметила: «На панихиде 3 сентября в Беслане он был от начала до конца, хотя обычно так никто не делает».

Юрий Чайка и Владимир Путин. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Опасения по поводу Чайки

«В глобальном плане ничего не изменится, не знаю, как для республик Северного Кавказа, но для Северной Осетии точно все останется как и было, — рассказывает Фарниев. — А Чайку, как мы все понимаем, просто прислали на “почетную пенсию”». Журналист считает, что все основные вопросы все равно решают в Москве. «Многие пишут: “Вот сейчас на Кавказе наконец-то начнется борьба с коррупцией. Нет, не начнется. Если и будет борьба с коррупцией, то ровно в тех объемах, что были и раньше”», — подытожил он.

В отличие от Матовникова, которому пришлось свою репутацию зарабатывать, у Чайки, она, скорее, на отрицательном уровне. Блогер Алик Пухаев считает, что на его рейтинге сильно сказался фильм ФБК о финансовых махинациях и преступлениях тогда еще генпрокурора и его окружения.

«У меня назначение Чайки вызывает серьезные опасения, учитывая все эти коррупционные скандалы вокруг него и историю с мусорной реформой, когда его сыновей называли одними из основных “выгодополучателей”», — сказал блогер. Он отмечает, что на Кавказе с мусором «большие проблемы».

В то же время Пухаев считает, что Юрий Чайка — очень сильная фигура, и вряд ли у глав регионов на Северном Кавказе его получится «продавить». «Он не станет играть на поле одного из регионов. По слухам, у него довольно натянутые отношения с Кадыровым. Возможно, его назначили на Кавказ, чтобы как-то уравновесить его. У Матовникова же наоборот были очень дружеские отношения с главой Чечни, может быть, в Москве это кому-то не понравилось», — предположил блогер.

Анета Гадиева тоже выразила опасения по поводу назначения нового полпреда. Она считает, что инициативы комитета не получат прежней поддержки, как это было при Матовникове. «Матери Беслана» не раз обращались к Чайке как к генпрокурору по поводу расследования теракта. «Мы считали и считаем, что оно велось необъективно, но никакой реакции на это не последовало. Не знаем, как он себя проявит на этом посту, но пока он был в должности прокурора, мы не получили ожидаемой реакции», — рассказала член комитета.

Также Гадиева призналась, что коррупционные скандалы ее тоже смущают: «Все эти фильмы и журналистские расследования. Но если это не пугает нашу власть, которая знает, наверное, больше нас, то это тоже о многом говорит».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.