in

«Почему нас «легавыми» называют?» В Петрозаводске начался суд над полицейскими, которых обвиняют в халатности при поимке маньяка

Иван Воронов (стоит), Екатерина Хорина, Ринат Гратий (справа). Фото: Александр Гнетнев / МБХ медиа

 

Антон Ипатов, получивший прозвище «петрозаводский маньяк», напал с ножом на девочку-подростка и затем жестоко убил двух молодых девушек. Одну из них  он зарезал в нескольких сотнях метров от главного корпуса карельской полиции в центре города. Маньяк пользовался своей безнаказанностью из-за бюрократических проволочек полицейских.

В столице Карелии Петрозаводский городской суд приступил к рассмотрению дела в отношении трех сотрудников городского управления МВД, которых обвиняют в халатности, повлекшей по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и гибель двух молодых девушек.

На скамье подсудимых оказались заместитель начальника следственного управления Иван Воронов, старший участковый отдела полиции №2 Ринат Гратий и старший следователь Екатерина Хорина. 

По версии следствия, в 2018 году работники полиции не приняли должных мер для задержания Ипатова за пару месяцев до того, как он совершил убийства. 

В сентябре 2018 года 28-летний петрозаводчанин Антон Ипатов убил двух незнакомых ему девушек. Он нанес своим жертвам многочисленные раны ножом «Буйвол», от которых те скончались на месте происшествия. Жертвами Ипатова оказались случайно встреченные им горожанки. А за несколько дней до убийств преступник напал на свою несовершеннолетнюю приятельницу, с которой, предположительно, рассчитывал на отношения. Он придушил свою жертву и нанес ей ножевые ранения в шею и грудь, но девушка выжила. 

Но еще в начале лета 2018 года Антон Ипатов жестоко избил своего собутыльника, отправив его в нейрохирургическое отделение больницы с переломом свода и основания черепа. Но случай причинения тяжкого вреда здоровью не вызвал должного внимания правоохранительных органов. Материалы о жестоком избиении попали к полицейским 10 июня, но затем долго путешествовали по столам и кабинетам. Пока продолжалась волокита, остававшийся на свободе Ипатов начал убивать.

Фото: СК Карелии

Полицейский пинг-понг

Доследственной проверкой сообщения о жестоком избиении мужчины в Петрозаводске занимался участковый Ринат Гратий. Ознакомившись с поступившим к нему материалом, 20 июня полицейский вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за отсутствия состава преступления. Такое решение участкового через неделю было отменено прокуратурой, которая вернула дело с требованием провести дополнительную проверку. Получивший материалы обратно полицейский Гратий поручил разобраться с ними своей коллеге, которая на тот момент отсутствовала в Петрозаводске, пребывая в длительной командировке в Петербурге.

Вернувшись в столицу Карелии, сотрудница правоохранительных органов исполнила требования прокурора, отправив 17 августа материалы проверки в следственное управление МВД по Петрозаводску для решения вопроса о возбуждении дела. Все это время Антон Ипатов был на свободе. 

Когда материалы проверки по избиению мужчины, наконец, поступили в следственное управление, решение по делу Ипатова должен был принять замначальника Иван Воронов. Однако 30 августа он поручил это занятие старшему следователю Екатерине Хориной, а сам в последний день лета отправился в отпуск. После чего Хорина, в свою очередь, ходатайствовала о продлении срока проверки до девятого сентября. 

В конечном итоге, уголовное дело было возбуждено лишь 10 сентября 2018 года, причем не в отношении Антона Ипатова, а по факту причинения тяжкого вреда здоровью пострадавшему от его рук собутыльнику. Это означает, что мер по задержанию Ипатова не было принято. 

16 сентября 2018 года, через неделю после возбуждения дела, Антон Ипатов нанес ножевые ранения несовершеннолетней приятельнице. Еще через несколько дней, 19 и 20 сентября, Ипатов зарезал двух девушек. Только после этого убийцу, наконец, сумели поймать.

В начале декабря 2019 года Антон Ипатов был приговорен к пожизненному сроку лишения свободы.

Как считает сторона следствия, личность Антона Ипатова не могла вызывать никаких сомнений у полицейских – перед ними был опасный преступник. Ипатов был судим, неоднократно привлекался к уголовной ответственности за совершение насильственных преступлений и характеризовался как человек, склонный к совершению противоправных действий. Почему полицейские тянули с его арестом, теперь предстоит решить суду. 

Антон Ипатов после задержания. Фото: СК Карелии

«У них нюха нет»

Первой жертвой Ипатова оказалась студентка петрозаводского медицинского колледжа. Преступник напал на нее во дворе общежития и нанес опасные для жизни ранения. 

«Я потеряла дочь, которая могла бы быть врачом», — сказала в суде мать погибшей девушки Ирина Трынова. Она заявила, что если бы полицейские остановили «маньяка» вовремя, то жертв удалось бы избежать.

«С июня месяца, с десятого, и по тридцатое августа ничего не сделано было. Ничегошеньки! Если бы хотя бы его нашли, уже бы начали, завели бы дело, правильно? – уже бы он, наверно, остановился, не пил бы два месяца, как он сказал. Он бы уже, наверно, боялся хоть чего-нибудь», — считает потерпевшая.

Александр Трифонов, отец второй жертвы «петрозаводского маньяка», заявил, что полицейские не способны выходить на след преступника, поскольку у них отсутствует необходимый для этого «нюх». 

«В каком-то кино, я забыл, какой-то полицейский или даже милиционер, раньше было, сказал: «Почему нас легавыми называют? Да потому что легавая идет по следу, и она чует этот след. Она идет. Бежит». Наши же вот товарищи эти… у них вот этого нюха нету. Они не могут это предвидеть вперед. Вот вина-то их в чем!», — сказал отец погибшей девушки.

Его дочь была убита Ипатовым днем в центре Петрозаводска. Александр Трифонов считает, что к трагедии привело бездействие сотрудников МВД. 

«Водитель, когда едет, он видит впереди, что он должен сделать: повернуть направо, там светофор, там человек будет. Он предвидеть это может. Наши же сотрудники правоохранительных органов этим чувством, наверно, не обладают. Они не могут вперед смотреть и предугадать, что своими действиями или даже бездействием, лучше всего так сказать, они могут сделать так, чтобы этот «петрозаводский маньяк», сволочь, ходил и творил эти чудовищные дела», — сказал в суде Трифонов.

Потерпевшие по делу «петрозаводского маньяка» подали гражданские иски к должностным лицам МВД. Ни один из трех сотрудников полиции, оказавшихся на скамье подсудимых, свою вину не признает.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.