in

Под Рязанью из-за развернувшейся во дворе стройки разрушается дом

Стройплощадка. Фото: Екатерина Вулих / МБХ медиа

Жители микрорайона Приокский рязанского города Касимов считают место между четырьмя домами на ул. Фирсова чуть ли не заколдованным. Оно больше 15 лет притягивало застройщиков, но пока построить на нем ничего не удалось — на месте котлована образовывалось болото. В 2020 году с началом пандемии стройка все же развернулась. Люди испугались за целостность домов, начали протестовать и обратились в суд. Активисты 15 июня отправились на беседу к мэру, но тот сбежал из своего кабинета. 

Нацпроект на болоте

Микрорайон Приокский — окраина Касимова, на которой пока достаточно пустующих земель. Жизнь в микрорайоне по местным меркам можно назвать «буржуйской»: во дворах детские и спортивные площадки, воздух до неприличия свеж, из окон виден лес. Чуть дальше за домами — пустырь со стихийно установленными гаражами, и жители Приокского не раз просили власти пустить «место сборища маргиналов» под строительство чего-то полезного, но нет. Новый дом решили возвести именно на опасном участке. Пятиэтажка предназначена для переселенцев из аварийного жилья, строится в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Касимовская администрация в ответ на первые же протесты жителей зацепилась за бедственное положение переселенцев и обвинила инициативную группу против стройки в возможном срыве нацпроекта. О том, что застройщик и так не уложится в сроки сдачи объекта, который необходимо достроить к сентябрю этого года, мэрия умолчала. 

С апреля жители Приокского протестовали как могли в условиях ограничительных мер: дружно кричали из окон «Мы против стройки!», направляли обращения к мэру, губернатору, в прокуратуру. Напоминали чиновникам, что в 1990-х и 2006 году стройки на этом участке были отменены из-за болотистой почвы, но и это не помогло. Стройка началась с привлечением полиции, чтобы кучка женщин с детьми не смогла помешать бригаде строителей перегораживать забором единственный пожарный проезд. 

«Строители от бога»

— Наш дом №16, в который мы вселились в 1993 году, «поехал» уже после разрытия первого котлована, — рассказывает жительница Светлана Кононова. — На трещины в стенах подвала установили маячки, дом, который хотели построить на «заколдованном месте», построили чуть дальше, на устойчивой почве. А наши трещины никуда не делись.

Сначала женщины, активно выступающие против ведущей к разрушению их дома стройки, показывают мне подвал со множеством маячков на каждом квадратном метре стен. Часть установлена в 1990-е, часть в 2006 году, еще часть месяц назад. Ширина трещин от нескольких миллиметров до сантиметра-двух, на одном месте виднеется большая кирпичная «заплатка» — прежняя стена чуть не разрушилась до основания. Затем одна из жительниц Екатерина Трунина приглашает в свою квартиру, в которой трещины расползаются по стенам и потолку в прихожей. 

В подвале. Фото: Екатерина Вулих / МБХ медиа

— Это щель между плитами, которые «поехали». Хоть замазывай ее, хоть нет, все равно расползается. Частично сделали ремонт, но продолжать опасаемся, толку-то нет. Мы часть квартиры выкупили в ипотеку, у нас есть люди, которым ипотеку еще 20 лет выплачивать. А есть квартира, в которой после рытья первого котлована арматура из стены вылезла, так и торчит, — рассказывает Трунина. — Мы тут читаем рязанские новости, в курсе, что и у вас таких проблем полно. Какие-то «строители от бога» пришли к власти, раз принимают в эксплуатацию такие дома. 

В квартире. Фото: Екатерина Вулих / МБХ медиа

Прямо сейчас в региональном центре новостройка на ул. Фирсова собирается съехать в котлован — его неделю назад залило дождем, из-за чего обрушилась часть проезжей дороги. Старожилы долго пытались объяснить рязанским властям, что по молодости купались в пруду, который был на месте строительной площадки, но их никто не услышал. Теперь они боятся, что новостройка рухнет и утащит за собой старые пятиэтажки.

Разрушаются квартиры в девятиэтажке №250 корп. 7 на Михайловском шоссе, поскольку корпус также был построен на болоте, в котором утопали сваи. В щели межквартирных стен с легкостью проходит лезвие ножа, в дыры между стенами комнат — ладонь взрослого человека. Корпус построен и принят в эксплуатацию с таким множеством нарушений, что их видно даже несведущему в строительстве человеку. Однако чиновников мало интересует судьба жильцов разваливающейся девятиэтажки. Тех, кто сильно опасается обрушения дома, пригласили жить в маневренном фонде. Плитка, штукатурка, оконные отливы отваливаются с только что построенного дома №82 на ул. Шевченко, груды кирпича рушатся с дома №1 по ул. 4-я Линия — список разваливающихся новостроек можно продолжать до бесконечности. При этом почти во всех случаях жильцы окружающих домов протестовали против возведения новостроек в этих местах по разным причинам. 

Дом №16. Фото: Екатерина Вулих / МБХ медиа
Конфликт, экспертиза и побег мэра

Отказ властей поговорить с жильцами окружающих домов и вникнуть в их проблемы привел к откровенному конфликту. Жильцы за свой счет провели независимую экспертизу состояния дома №16, специалист сделал вывод, что любые грунтовые работы рядом с домом могут привести к его разрушению. «Техническое состояние несущих конструкций панельного девятиэтажного многоквартирного жилого дома оценивается как ограниченно работоспособное, — отмечено в документе. — К подвижке грунта под исследуемым жилым домом, а затем к неравномерной усадке фундамента может привести строительство на близлежащей территории (забивка свай, отрывка котлована, складирование конструкций и строительных материалов), следовательно, к развитию напряженно-деформированного состояния наземных конструкций здания, к развитию существующих трещин, понижающих конструктивную надежность здания, к обрушению здания». 

Группа активистов отправилась с этим документом в суд, но дважды получила отказ: Касимовский суд вернул коллективное заявление на мэрию и застройщика, указывая на мелкие недочеты. Екатерина Трунина вместе с блогером и активистом Дмитрием Детиновым 15 июня отправились на прием к мэру на заранее оговоренную встречу. Однако глава города Игорь Авдеев, увидев активистов и включенную видеокамеру, сбежал из кабинета. Пресс-служба администрации оправдала поступок мэра опасением «некорректного использования изображения представителей администрации в социальных сетях, комментариев с ненормативной лексикой, а иногда и прямых оскорблений» и обвинила Трунину в стремлении к самопиару. Ей пришлось отнести заявление с жалобой на оскорбление, унижение чести и достоинства со стороны мэрии в полицию. 

— У нас разрушается дом, только в подвале которого зафиксировано около 100 трещин. В моей квартире часть коридора «отделяется» от второй части, мы вызываем МЧС — к нам никто не приезжает. Вместо помощи и понимания проблемы нас обвиняют в самопиаре. Против нас весь административный ресурс, а мы даже адвоката пока нанять не можем, потому что рязанский адвокат запросил 50 тысяч за ведение дела. Откуда у нас деньги, — комментирует Трунина. — Мы все деньги на цемент для замазывания щелей в квартирах тратим. 

Еще одно «открытие»

Бывший председатель рязанского отделения Союза архитекторов России, архитектор Александр Корольков не вникал в проект именно этой стройки, но на некоторые общие вопросы «МБХ медиа» ответил. 

— Теоретически сейчас можно строить на любых грунтах, но для этого сваи должны опираться на материковый несущий слой, поверх уложена плита — такой столик должен получиться, чтобы было понятно неспециалисту. Перед началом работ нужно было провести серьезные геологические изыскания на большой глубине, раз уж дважды стройка переносилась из-за подвижных почв. По всем рекомендациям такие изыскания лучше всего проводить в июне, когда уже сошли все талые воды. Но это рекомендации для строительства самого дома, а как такое строительство повлияет на окружающие строения, сделать вывод не возьмусь.

По словам жильцов, изыскания проводились в январе этого года, фундамент не свайный. 

В ответ на многочисленные жалоба на дальнейшее разрушение дома 18 июня приехала комиссия, которая состояла из представителей управления капитального строительства, управления Стройнадзора и других чиновников. На осмотре территории выяснилось, что строители отвели ливневку от строительной площадки, и накопившаяся в ней вода стекает прямо под дом №16. Судя по разговорам чиновников, застройщику за подобное вредительство грозит минимальное наказание — представление прокуратуры. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.