in

«Самое лучшее место!». Под Псковом Тихон Шевкунов решил построить семинарию на месте единственного в районе детского спортивного лагеря

Детский «Лагерь имени космонавтов». Фото: Любовь Попова / «МБХ медиа»

 

 

В 2020 году в Псковской области смену в детском «Лагере имени космонавтов» сначала сдвинули из-за пандемии, а потом и вовсе отменили, объявив закрытие из-за того, что вокруг нет забора. На его строительство нужно пять миллионов рублей, которых в районном бюджете не оказалось. Вместе с тем Псково-Печерский монастырь опубликовал видео, на котором митрополит Тихон Шевкунов, которого раньше называли “духовником Путина”, рассказывает, как построит на месте детского лагеря семинарию.

 

Лагеря не будет

«Лагерь имени космонавтов» появился в Печорах Псковской области в 1958 году и быстро стал центром подготовки местных лыжников. Каждое лето здесь отдыхали и тренировались больше ста человек. Утром тут пахнет хвоей, под ногами хрустят шишки, высокие сосны заканчиваются высоко в небе. А на земле между ними в шахматном порядке разбросаны простенькие одноэтажные деревянные домики. Внутри каждого из них – печка, пара комнат для детей и одна для тренера. 

Помимо домиков и соснового бора, у лагеря есть качественная лыжероллерная трасса на подъемы-спуски. Долгое время она была единственной в области, позже еще одну открыли на спортивной базе в Острове. Также в лагере построен кроссовый круг, беговая трасса по пересеченной местности на разные дистанции, волейбольная, баскетбольная площадки и футбольный стадион.

Лагерь – это летняя площадка для воспитанников спортивной школы, которая работает в Печорах больше полувека. Лето для них – идеальная возможность наработать форму перед стартом сезона соревнований. С 1958 года каждое лето сюда приезжают спортсмены со всей западной части России: лыжники, волейболисты, баскетболисты, атлеты, футболисты. Все это на территории в 54 тысяч кв. метров. К детям приезжали звезды российского спорта – трехкратная чемпионка Олимпийских игр, лыжница Юлия Чепалова, пятикратная олимпийская чемпионка Лариса Лазутина, победители Олимпийских игр Михаил Девятьяров, Александр Легков. 

Но в июле 2020 под соснами встретились только печорские ребята – они собрались, чтобы выяснить, почему лагерь будет закрыт.

«Мы из видео в инстаграме узнали, что лагеря больше не будет. Сначала решили, что это шутка, что не всерьез. А когда узнали, что стопроцентно, стало очень неприятно. Есть уйма земли, где монастырь может построиться. А здесь – наша земля», – заявили выпускницы спортивной школы Арина Яковенко, Катя Царева и Катя Бочарова.

«Это единственное место, где дети города могут заниматься, а не проводить время в пьяных компаниях и деградировать. У нас кусочек детства хотят забрать», – говорит еще один активист Георгий Ольховский.

Воспитанники лагеря. Фото: Любовь Попова / «МБХ медиа»

Лучшее место



Видеоролик «Духовная школа в стенах древней обители» был опубликован в официальных аккаунтах и сообществах Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря 2 июля. На 14 минуте получасового видео митрополит Тихон Шевкунов вместе с монахами прогуливается по территории «Лагеря имени космонавтов» и говорит: «Это один из самых красивых сосновых боров, и мы рассчитываем именно в этом прекрасном месте сделать целый городок, который будет нашей Псково-Печерской семинарией имени архимандрита Иоанна Крестьянкина. Здорово? Вот так, хорошо. Здесь воздух потрясающий. Когда-то был детский лагерь небольшой, но видите, в каком он состоянии тяжелом? Но это самое красивое. Самое лучшее место!».

Шевкунов рассказывает, как построит на месте лагеря учебные корпуса, «симпатичные жилые домики для семинаристов, библиотеку, трапезную, спортивный зальчик, актовый зал очень красивый».

«Храм, конечно, надо будет построить небольшой – такой деревянный сруб. И до монастыря здесь пять минут ходьбы. Рядом речка и источник. Преподаватели будут сюда приезжать с огромной радостью: представляешь, в домике на холме пожить среди сосен после этой Москвы? Какая Москва?! Смех вообще!», – рассуждает на видео Шевкунов.

Активистка Арина Яковенко рассказывает, что первые «звоночки» о том, что лагерь из муниципальной собственности Печорского района может уйти в другие руки, появились еще в прошлом году, но тогда тренер Наталья Коханова не отдала комплекс. 

«А в начале июля этого года я прибежала к тренерам, чтобы отсканировать документы для поступления – дома нет сканера, а они выручают. Я пришла, а у них какое-то совещание там, и вдруг впервые вижу, что наша директор сидит со слезами на глазах. Я в шоке вообще: она всегда такая боевая! И остальные расстроенные. Я к своему тренеру: «Что случилось? Лагерь будет? Нам говорили, что, может, в августе». А она: «Да, плохо все. Не будет больше лагеря вообще. Все монастырь забирает». И все в этом духе», – вспоминает Яковенко.

 

Захват

 

Она признается, что сразу начала думать о том, как готовить какие-нибудь петиции, обращения, только не знала, куда и кому. Но информация о планах Шевкунова по Печорам быстро распространилась. Через неделю после выхода видео в соцсетях появилась группа защитников «Будущее спортивного лагеря имени космонавтов», где собрались около 350 человек. Активисты составили обращение к губернатору и начали собирать подписи. Параллельно они обратились в Общероссийский народный фронт, Федерацию лыжного спорта, Комитет по спорту Псковской области, к уполномоченному по правам ребенка по  Ленинградской области.

«У меня несложный пазл сложился в голове практически моментально: кто, как и почему отжимает спортивный лагерь. Единственное место подготовки спортсменов, место, где даже обычные дети – в том числе и из бедных семей, многодетных – могли либо за копейки, либо и вовсе бесплатно отдохнуть, прекрасно провести время. И именно эта территория по факту подверглась захвату со стороны монастыря», – написал выпускник лагеря, активист Игорь Ярец.

«Специально для священнослужителей: ваши действия наносят ущерб репутации Русской православной церкви. Вместо того, чтобы помочь, вы добиваете раненого! Вы врете в своих видео, говоря, что этот лагерь давно заброшен и никому не нужен. Зачем? Зачем вы злоупотребляете доверием своей паствы? Подумайте над этим!», – написал он.

Вместе с другими активистами Ярец оформил отдельное обращение к патриарху Кириллу.

Среди подписантов всевозможных обращений больше всего родителей, чьи дети остались без летних тренировок, любимого места и привычной компании.

«Мы душой болеем за этот лагерь. Туда путевки очень дешевые были: по скидке 3 тысячи рублей за смену, с пятиразовым питанием – и мясо, и фрукты, и сладости. Из детей за лето делали настоящих спортсменов – там режим, там занятия с постоянными тренерами, а сколько творческих вечеров и конкурсов! И вот теперь монастырь почему-то добро несет, а спорт детям и городу оказался не нужен», – возмущается одна из родительниц Таисия Барановская, ее сын ездил в лагерь с 2015 года.

«Я узнала случайно, из разговоров на выпускном в спортшколе. Даже администрация школы была не в курсе, все случайно узнали. Они видели, что ходят там попы, фотографируют – чего снимают? К монастырю-то тоже особо не подберешься. И никто сейчас ничего не объясняет. Нам говорят, что мы голословно обвиняем. Но Тихон говорит, что семинарию построит, значит документы где-то согласованы», – рассуждает Барановская.

Еще одна выпускница лагеря Ирина Перий говорит, что ей жаль лагеря, в котором с детьми действительно занимались.

«Тренеры вкладывали в нас душу. Они все делали ради нас. А атмосфера? Когда ты утром выходишь на пробежку, на тренировку и чувствуешь этот запах сосен, этот свежий воздух, слышишь птиц, которые поют – это волшебство! Это ничем нельзя заменить! Там бушевала настоящая жизнь, даже в школе не было таких эмоций. Это была отдельная вселенная, мы за месяц начинали к нему готовиться», – рассказывает Перий.

«Наверное, люди, которые сейчас так легко отдают лагерь, не понимают, что делают, не понимают, чего лишают будущее и нынешнее поколение», – заключает она.

Алла Монтаровская. Фото: Любовь Попова / «МБХ медиа»
Собственность администрации

 

Де-юре «Лагерь имени космонавтов» находится в оперативном управлении печорской детско-юношеской спортивной школы. Та в свою очередь подконтрольна районному управлению образования. Его глава Сергей Авдеев в разговоре с «МБХ медиа» сказал, что официально лагерь закрыт из-за отсутствия забора. 

«Мы каждый год принимали по 100 человек за смену, но в этом году он не открылся, поскольку нет ограждения. Его все время не было. Но в этом году даже не столько из-за ограждения, сколько из-за того, что пандемия, он закрыт. Если нет ограждения, с любой стороны может человек прийти на встречу, согласитесь со мной? И может случиться – не дай бог, за наших деток. Нынче реальная угроза жизни и здоровью, поэтому в этом году лагерь открыт не будет. Только поэтому, я вам это официально заявляю как начальник управления образования», – говорит Авдеев.

Исполняющая обязанности главы администрации Печорского района Алла Монтаровская за комментариями по видеоролику советует обратиться напрямую в Псково-Печерский монастырь. 

«Что касается нас, мы не открываем лагерь по причине коронавируса. Потому что мы не сможем обеспечить условия санитарно-эпидемиологического благополучия детей, в том числе, ограждение. Мы не сможем предотвратить посещения родителями детей и так далее. Что касается вопроса передачи, продажи и так далее – никаких официальных обращений от кого-либо в администрацию района не поступало», – говорит Монтаровская.

Сейчас собственником земли является муниципалитет – администрация Печорского района. Это значит, что если земля будет передаваться РПЦ, администрация точно будет в курсе. «Пока к нам ни одного документа не поступало, а комментировать, что там делает кто-то другой, я не могу. Видео все смотрели. Может, оно преждевременное? Я не могу сказать», – признается чиновница.

Забор

 

Судьбу лагеря районные депутаты обсуждали на последней сессии 30 июня, где начальник управления образования Авдеев сказал, что лагерь не будет открыт из-за отсутствия ограждения, которое обойдется в 4,5 миллиона рублей, сообщает «Печорская правда».

«За счет бюджета ставить забор нереально. Бюджет у нас дотационный, собственных средств не хватает. Как вариант – войти в какой-то проект, где софинансирование наше подразумевается. Только так. Потому что 5 млн – 4,5 млн рублей на ограждение и 500 тысяч на видеонаблюдение – это много», – объясняет Монтаровская. 

«За то время, что лагерь работал, ни одного замечания, ни одной проблемы. Нам нужен «Лагерь имени Космонавтов», там роллерка, там у нас трассы для бега. Я оповещена, что лагерь передадут в другие руки. Это информация, которую я получила из области. По лагерю уже ходят делегации, что-то фотографируют», – рассказала на сессии директор спортивной школы. Депутаты в ответ предложили обратиться к губернатору.

Активисты и защитники лагеря к официальной версии с ограждением относятся скептически.

«Вот наш забор, а за ним и маленькая речка, — показывают они на высоченные деревья по периметру. Кто сказал, что мы не защищены? К забору каждый год цепляются. Должен быть, должен быть – так выделите на него деньги!», – недоумевает Барановская. 

Живущая на соседней с лагерем улице жительница Печор, молодая мама Виктория Кинева, говорит, что категорически против строительства семинарии.

«Я не представляю тут забор в принципе. Живу здесь более 20 лет и никогда не видела его. Может, он весь лес бы перегородил, и нам гулять стало бы негде. А дисциплину и так соблюдали: все знали – лагерь работает, никто туда не суется. Думаю, отсутствие забора – это только предлог. А лагерь нужно оставить детям, отстоять его», – говорит женщина.

Она рассказывает, что когда была ребенком, с другими детьми ходила в лес на территории лагеря по грибы и по ягоды. «Сколько там ягод и лисичек на его территории и рядом! Вчера два мешка грибов там собрали! Мне страшно представить, что монастырь туда пригонит технику и что-то начнет делать – что будет с нашей природой? Все время, что работал лагерь, у нас никогда не было проблем с детьми, какого-то криминала», – поясняет она.

Псково-Печерский монастырь. Фото: Любовь Попова / «МБХ медиа»
Интерес РПЦ

 

Большинство тренеров сегодня общается с прессой только на условиях анонимности, рассказывают, что лагерь давно не получал от администрации целевых денег на ремонт, что хоть сколько-нибудь крупные работы удавалось проводить за счет путевок, которые покупали спортсмены из других городов – Мурманска, Кандалакши, Апатитов, Москвы и области. Они вспоминают, как во время уборки случайно увидели в лагере делегацию из монастыря, тогда стало ясно, что у РПЦ есть интерес. По словам сотрудников лагеря, тогда на вопрос, в чем дело, митрополит Шевкунов ответил: «Пока ни в чем, пока ничего» и засмеялся.

«Мы всегда работаем на результат, на результат района. У нас здесь центр ГТО, у нас один из ребят как раз после летнего лагеря выиграл короткую дистанцию на Всероссийском фестивале ГТО. А сколько областных чемпионов? Мы хотим сотрудничать с монастырем, потому что прекрасно понимаем, что кроме них, нам никто помочь не сможет. Мы даже согласны на «часть вам, часть нам», только помогите!», – говорят сотрудники.

«Я думаю, что святой Иоанн Крестьянкин, в честь кого будет названо это место, никогда бы не дал согласия на снос детского лагеря, даже ради семинарии. Еще интереснее вопрос: почему молчит наша администрация и наши депутаты. Или их не волнуют отдых своих же детей, а значит судьба лагеря. При старом настоятеле и других лагерь поддерживали и чем могли, помогали. Так почему Владыка Тихон и вам не трогать, а помочь лагерю. Вам достаточно Паломнического центра, где Вы уже всё построили (орфография и пунктуация автора сохранены), – пишет на своей странице тренер лагеря Эльвира Строителева. 

«Официально говорить мы ни о чем не можем – у нас нет ни одной бумаги. Только эти видео, которые вышли в свет от владыки (имеется в виду митрополит Тихон Шевкунов – прим. «МБХ медиа»). Официальной информации, что заберут и на каких условиях, не было – не оповещали, не собирали», – отказывается от комментариев директор спортивного лагеря и школы Наталья Коханова.

 

 

Угрозы

 

Тренерам лагеря и руководству стали поступать угрозы, рассказывает организовавший в соцсетях кампанию в защиту лагеря Игорь Ярец.

«У меня уже есть информация о том, что тренерскому составу поступают угрозы и непрозрачные намеки на то, чтобы, грубо говоря, «сидели тихо», и поступают они аж с областного уровня, потому мы и действуем самостоятельно без оглядки на руководство спортшколы», – рассказывает он.

По словам активиста, у РПЦ очень большая власть и очень серьезные рычаги влияния на администрацию и бизнес.

«Там деньги крутятся огромные. Многим страшно, многим есть что терять, но хочу вас уверить, страшно пока нас мало, страшно пока об этом никто не знает, а если мы все объединимся, встанем друг за друга горой, придадим огласке, то ситуация будет обратная» – заявляет Ярец.

Пришедшие на встречу с прессой печорские ребята настроены не столь оптимистично. 

«Вы считаете, эти разговоры нам помогут? Если все решено, то что может сделать толпа детей? Вы знаете полномочия митрополита Тихона? Он и к президенту обратиться может.  Если будет семинария, московские будут ходить и говорить, какое здесь святое место. А за воротами люди сопьются, скурятся в плохих компаниях, потому что нечем и негде будет заниматься», – сказал один из печерских подростков. 

Представители духовенства в разговоре с «МБХ медиа» были лаконичны. «В ближайшее время владыка и губернатор выступят с разъяснением этого вопроса», – ответил пресс-секретарь Псковской митрополии Максим Бучнев. 

«Это все, что я могу сказать», – заключили в РПЦ.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.