in

Штрафы, увольнения, визиты чеченцев: после митингов в Ингушетии началось давление на активистов

Участники акции протеста в Ингушетии. Фото: Максим Шеметов / Reuters

После окончания митингов в Ингушетии активистов привлекают к административной ответственности, вынуждают увольняться с работы. Несмотря на постановление республиканского Конституционного суда, признавшее соглашение о переделе границ незаконным, с проблемами столкнулись сотрудники Росреестра, к которым приезжают чеченцы и грозят увольнением.

Лидеры протестов рассказали «МБХ медиа» о том, что их привлекают к административной ответственности: председателя тейпов ингушского народа суд в Магасе постановил оштрафовать на 10 тысяч рублей за организацию митинга, правозащитника Магомеда Муцольгова за участие в митинге  — тоже на 10 тысяч. Также оштрафован Муса Мальсагов, председатель Ингушского комитета национального единства, созданного протестующими после серии акций протеста. Журналист Изабелла Евлоева рассказала, что ей известно еще о 22 активистах, на которых составили протоколы за участие в митинге. Речь идет о первых днях протестных акций в Магасе и городе Сунже, на которые у протестующих не было согласования.

«Это было ожидаемо. Юнус-Бек Евкуров дал публичное указание привлекать нас к уголовной и административной ответственности. Мы знали, что он использует правоохранительные органы для давления на гражданское общество в Ингушетии, — говорит правозащитник Магомед Муцольгов. — Он тут все решает, как барин, занимается не налаживанием общественно-политической ситуации, а наоборот  — раскачиванием».

Власть, по его мнению, прекратила «репрессивные действия» лишь на время митингов: «Во время митинга никаких репрессий, административного давления не было, власть понимала, что на улице стоят тысячи людей. Но после того, как люди разошлись, все началось заново. Они забывают, что мы выведем людей на улицу».

Он считает, что федеральный центр занял «очень неприличную позицию» и в этой ситуации президент России должен был выразить Евкурову недоверие и отправить в отставку, как это было в случае с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым.

«Парламент должен исполнить решение Конституционного суда, на это по закону ему дается три месяца. Если он это не сделает, через полгода Путин может распустить парламент», — говорит правозащитник.

Бойцы ОМОНа во время акции протеста в Ингушетии. Фото: Максим Шеметов / Reuters

Малсаг Ужахов ранее сказал «МБХ медиа», что протестов против будущего решения парламента не планируется и сейчас общественность не сомневается в том, что депутаты отменят соглашение, и «если парламент снова проголосует за соглашение — делать нечего, с этим надо жить». В этот раз Малсаг уточнил, что СМИ неправильно поняли его слова: «Делать из этого выводы, что у нас пессимизм и мы смирились, неправильно. Мы полны оптимизма. В СМИ преподнесли, что митингующие потеряли веру — ничего подобного. Мы уверены, что депутаты примут правильное решение».

Самого Ужахова суд признал организатором митинга. «В принципе совет тейпов и являлся организатором митинга, мы не отказываемся от этого. Но мы сумели объяснить суду, что в первый день, когда мы выходили, это был не митинг, потому что не было лозунгов и громкоговорителей. У меня никаких недовольств решением суда нет, потому что в какое-то время нас не пропустили на площадь и нам пришлось стоять на дороге, и по закону получается мы причинили препятствие движению, хотя виной этому была сама власть. Меня просто оштрафовали на 10 тысяч рублей, а могли и на больше», — говорит председатель тейпов.

Также он рассказал, что на главврача больницы, где работает его сын, оказывалось давление с целью добиться его увольнения: «Мой сын уволился сам, чтобы не создавать проблему своему руководству. Я знаю, что если бы мой сын не уволился завтра, могли бы поднять вопрос о том, чтобы уволили главврача, а я не хотел бы чтобы из-за моего сына страдал главврач этой больницы. Другой сын у меня работает в силовых структурах, там тоже оказывается давление. Придумываются дешевые варианты, у нас очень мелочная власть».

Журналист Изабелла Евлоева также рассказала «МБХ медиа» о появившейся в Ингушетии информации о давлении на руководителя республиканского Росреестра Иссу Додова, который отказывается переделывать документацию в соответствии с соглашением глав республик: «Вчера приезжали специалисты по межеванию из Чечни, чуть ли не подрались в кадастровой палате с коллегами из Ингушетии, потому что чеченцы настаивали о переделе границ. Были очень горячие разговоры».

В разгар протестов в Ингушетии неизвестными был похищен и избит правозащитник Олег Козловский. Он рассказал «МБХ медиа», что с тех пор силовики не предприняли никаких попыток расследования случившегося. «Единственный письменный ответ, который у нас есть — от Следственного комитета о том, что они поручили провести проверку Следственному управлению по Ингушетии. Причем мы как раз просили этого не делать, потому что, судя по всему, там могут быть препятствия на уровне республики для проведения такой проверки. Еще, насколько мне известно, проводится некая служебная проверка МВД Ингушетии, но о ее результатах нам ничего не сообщали, она внутриведомственная и проводится не публично. Есть основания полагать, что похитителями были сотрудники МВД Ингушетии. Проверкой ведет подразделение, которое занимается внутренней безопасностью, но есть вопросы к тому, насколько такая проверка может быть объективна и непредвзята, и насколько существует воля, чтобы довести ее до конца», — рассказал Козловский.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.