in

Спасти Дикую утку. Рязанские общественники пытаются отстоять уникальное озеро, которое ускоренно засыпают

Птица на озере Дикая утка. Фото: Елена Валова

В конце января 2019 года общественники случайно заметили, что на уникальном рязанском озере Дикая утка начались земляные работы с привлечением техники. Вскоре выяснилось, что водоем вместе с участком земли принадлежит частному лицу, и что оно собирается что-то возводить на своей земле. Общественники и журналисты обратились в мэрию и надзорные органы, однако в стремлении сохранить водоем их никто не поддержал. Водоем начали засыпать еще интенсивнее. Если он исчезнет, пострадают более 70 видов птиц — некоторые занесены в Красную книгу Рязанской области.

 

Незаметное и уникальное

О существовании озера многие узнали только после того, как о нем заговорили региональные СМИ: оно не популярно среди купальщиков, находится в труднодоступном месте, хотя и в черте города — между Северной Окружной дорогой, промышленным узлом в Приокском поселке и микрорайоном Канищево. Еще в конце января на Яндекс-картах можно было увидеть его название — Дикая утка, после появления публикаций название исчезло. Небольшое — всего 260 метров в диаметре, оно служило сезонным домом для 73 видов птиц, 10 из которых занесены биологами в региональную Красную книгу. Для одних водоем был местом кратковременного отдыха при перелетах в теплые края, другие обосновывались с начала таяния снегов до поздней осени. Озерная чайка, синица-ремез, камышовая овсянка, дроздовидная камышевка, ласточка-береговушка, красноголовый нырок, кряква, лебедь-шипун — все виды в силах перечислить только профессиональные орнитологи и любители птиц, которые пробирались на озеро, наблюдали, фотографировали. Еще лет 20 назад на озеро совершали «вылазки» дети из кружков биологии и орнитологии, позже правила походов с несовершеннолетними сильно изменились, и путешествия на уникальное озеро прекратились. Взрослые любители птиц наблюдали за обитателями вплоть до осени 2018 года.

По словам одного из старейших орнитологов региона, председателя Рязанского отделения Союза охраны птиц Евгения Горюнова, это не просто водоем, а «птичье эльдорадо» в центре города, которое стоило бы беречь и охранять.

— У рязанцев есть уникальная возможность наблюдать жизнь птиц, не выезжая из города. К тому озеру несколько неудобно добираться, но это все же не в Африку ехать и не в какой-нибудь заповедник, — упомянул он в разговоре о ценности водоема.

Птицы на озере Дикая утка. Фото: Елена Валова

Десятки фотоснимков сделала председатель рязанского клуба «Птицы» Елена Валова. Среди них — стаи чаек на фоне радуги, птичьи гнезда, лебединые пары. Все это — всего в нескольких десятках метров от трассы, на которой остановка запрещена.

— На озеро ведет небольшая грунтовая дорога, по которой проезд на автомобиле невозможен, — уточнила она. — Ходила по этой тропинке, осенью 2018-го перегородили шлагбаумом. Края оврага, в котором находится озера, начали отсыпать еще раньше, постепенно.

По ее словам, вред флоре и фауне озера начали наносить несколько лет назад — например, периодически выжигали береговой тростник. Именно в нем птицы устраивают свои гнезда.

Фото: Елена Валова
«А было ли озеро?»

Экоактивист Андрей Петруцкий, который заметил тяжелую технику на озере, в тот же день написал написал в сети: «Колония озерных чаек на озере Дикая утка в микрорайоне Канищево, самая крупная в Рязанской области, вероятно, будет уничтожена собственником земли. Почему один человек присвоил себе право уничтожить гнездование более 900 пар птиц? Почему у нас нет законов, по которым это было бы невозможно? Птицы доверяют людям и поселились вблизи их жилья, украшают скудную городскую природу. Надо сделать все, чтобы остановить безумные действия землевладельца».

Новость быстро облетела все региональные СМИ, на место выехали чиновники природоохранной прокуратуры, Рязанской администрации, других ведомств. Ничего конкретного так и не сказали, только удивленно спрашивали друг у друга, а было ли озеро. Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура начала проверку, при этом работы на озере не были приостановлены. По свидетельствам очевидцев, озеро начали засыпать с удвоенной силой. Причем уже даже не землей, а строительным мусором. Спустя три недели после начала прокурорской проверки, 26 февраля, экоактивисты зафиксировали: в течение 10 минут на место подъезжает не менее пяти грузовиков с грунтом и строительным мусором — битым кирпичом, арматурой, цементной крошкой.

Фото: МБХ медиа

Как выяснилось, муниципалитет в 2016 году по решению Арбитражного суда продал участок земли арендатору — ОАО «Рязаньрыбпром», которое ухитрилось доказать, что использует участок по сельскохозяйственному назначению. К примеру, производит «окос трав», необходимых для подкормки рыб, которых разводит Акционерное общество. Жители Канищева, которые ходили на озеро с детьми, тут же посмеялись в сети: «Какой окос? Там разве что рис выращивать — болотистая местность, а весной вода до трассы разливается». Однако такие тонкости суду были неведомы, участок перешел к собственнику. Через пару месяцев АО перепродало землю одному из своих крупных акционеров. Новый собственник не согласился раскрыть информацию о том, что собирается строить на участке, на котором озеро значится пока только формально — синим пятном на карте. По документам водоема на земельном участке нет, обременение также отсутствует.

Дикая утка — не единственное озеро на участке между поселком Ворошиловка. Микрорайоном Канищево и Северной Окружной дорогой. Вдоль трассы протянулось озеро Салагоща, вдоль Ворошиловки — озеро Трубеж. Между ними болотистая местность. Все водоемы — части старого русла реки Трубеж, которое разделили при строительстве Северной Окружной в 70-80-е годы прошлого века. Согласно публичной кадастровой карте, эти земли между водоемами также переданы в частную собственность — ими владеют либо коммерсанты-физлица, либо коммерческие структуры. Это значит, что низина с озерами может быть так же застроена, как уже застроили пойму реки Трубеж на Московском шоссе, уже почти убив водоем. Условия тому благоприятствуют: региональное министерство природопользования уже сообщило, что в 2018 году не было обнаружено никаких краснокнижных чаек на озере Дикая утка. То же министерство заверило, что не обозначило береговые границы водоема по причине его малых размеров. Мол, и не озеро вовсе, а так себе — неглубокая лужа.

Засыпанное мусором озеро. Фото: МБХ медиа

По словам общественника Петруцкого, участок привлекателен для застройки, в первую очередь, проходящим рядом канализационным коллектором.

— Рязанские застройщики кучкуются вокруг коллекторов, несмотря на уже нереальную нагрузку. Новые прокладывать никто не собирается. И их не волнует — поле это, болото, озера с птицами, им все равно. Власти молчат. Но это ж такая ценность — неужели никто не понимает? — удивляется Петруцкий. — Ценность — это не только прибыль, выражающаяся в деньгах.

Градозащитники и экологи продолжают сбор подписей под письмами с описанием, по их утверждению, экологического преступления. Их направят в федеральные надзорные органы. Мэрия до сих пор не может ответить, что собирается строить собственник в зеленой зоне, природоохранная прокуратура и региональное минприроды безмолвствуют.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.