in

Больше чем театр: спектакль «Разговоры» инклюзивного театра «Квартира»

В помещении художественного проекта «Квартира». Фото: Северо-Запад МБХ медиа

Инклюзивный художественный проект «Квартира» номинирован на театральную премию «Золотая маска» со спектаклем «Разговоры». Это экспериментальная работа, в которой профессиональные актеры и люди с расстройством аутистического спектра вместе продолжают добрую традицию обэриутских квартирных вечеринок. Они поют хором, играют на аккордеоне, гадают по книгам, сочиняют на ходу стихи и просто разговаривают. «Четвертой стены» в этом театре нет  — зритель вовлечен во все, что происходит в квартире на Мойке 40. И да, это настоящая питерская коммуналка. Корреспондент «Северо-Запад. МБХ Медиа» побывала на спектакле вместе с членами комиссии «Золотой маски».

 

Трансцендентные разговоры

Входя в «Квартиру» на Мойке 40, ощущаешь теплый, знакомый запах. Что это? Сахарное печенье, сухие дрова, легкая запыленность ковров и книг… Я здесь уже бывала? Определенно, нет. Хотя, может быть, во сне?

Вот же, мои старые лыжи с резинками для валенок. Бабушкин буфет чуть потрескался, дедушкины старые газеты расклеены по стенам. И люди. Все приветливы и открыты. Как будто мы уже виделись когда-то.

Обитатели называют «Квартиру» местом трансцендентных разговоров. В этом трехкомнатном уютном пространстве существует инклюзивный театр. Всего в театре трудится около 40 человек. Режиссер и идейный вдохновитель Борис Павлович, продюсер Ника Пархомовская, драматург, художники, музыкальный руководитель, 14 профессиональных актеров и 9 артистов с ментальными особенностями.

Фото: Северо-Запад МБХ медиа

Все началось со спектакля «Язык птиц» в БДТ, созданного Борисом Павловичем совместно с Центром социальной реабилитации «Антон тут рядом». Он вырос из экспериментального театрального проекта «Встреча», в рамках которого актеры проводили тренинги и общались со студентами центра, создавая благоприятную атмосферу совместного творчества.

«После подготовки «Языка птиц» мы хотели создать что-то новое, принципиально не похожее на спектакль. Главное желание у нас тогда было  — сломать «четвертую стену», потому что понять по-настоящему, что у нас происходит, можно только на занятиях. Никто никого здесь не строит, не режиссирует, работа  — это не вопрос дрессировки. Это совместное импровизирование, а спектакль — лишь верхушка айсберга», — рассказывает режиссер Борис Павлович.

 

Экскурсия в детство

 

Всем гостям здесь предлагают домашние тапочки. Смело надевайте их и отправляйтесь в путешествие. Первое, что стоит сделать, попав в «Квартиру»  — осмотреться.

Наверняка вы найдете пару вещиц, которые запомнились вам ещё в детстве. Красный конь на колесах, книга Джанни Родари, парадный сервиз, красовавшийся на столе только по особым случаям. Участники проекта сами наполнили «Квартиру» предметами.

«Я привезла сюда довольно много вещей, теперь они на стенах и в шкафах. Я прекрасно понимаю, что таким образом достраиваю собственные гештальты. Сейчас я живу в Москве. Похоже, мне эта «Квартира» дана, чтобы снова полюбить Питер и начать теплее к нему относиться», — говорит Ника.

Режиссер, продюсер и художники впервые переступили порог Мойки, 40 весной 2017 года. В обустройстве принимала участие почти вся команда «Квартиры». А вдохновляла на создание пространства петербургская андеграундная культура – коммуналки, концерты-квартирники, поэтические кружки.

Фото: Северо-Запад МБХ медиа

Излюбленные режиссером Борисом Павловичем обэриуты тоже занимались театром, поэзией и философией в квартире. Поэтому здесь на стенах висит несколько фотографий Хармса и его друзей.

Абсурда, свойственного обэриутам, этой «Квартире» не занимать. На входе в каждую комнату во время спектакля «Разговоры» вывешен список дел, которые нужно успеть переделать за сегодня вместе с актерами. В каждой комнате свои занятия, похожие на список подвигов барона Мюнхгаузена. Но вот, в карманах у артистов разом звенят будильники.

 

Особенные люди

Главное  — ничего не пропустить. Сейчас 16:00  — а значит, время знакомиться. Немного смущаюсь, но со всех сторон ко мне уже тянутся ладони. Привет, я Маша, я Леша, я Надя, я Саша, я Борис, я Адольф, я Катя… «Очень приятно, Юля!», только и успеваю сообщать я. Знакомство происходит в каждой комнате, все бродят по «Квартире» и узнают друг друга поближе.

Люди с особенностями очень разные, как, впрочем, и все люди. Статный, рыжебородый Аким Норландер сидит на кухне и молчит. Актер Алексей Красный рассказал мне, что Аким любит так сидеть подолгу, потому что чувствует, как тщетно существование, а все мы  — лишь частички пыли в этой бесконечной галактике бытия. Усаживаюсь за стол рядом с Акимом, представляю, как медленно покрываюсь пылью. Верно, в этом что-то есть. Ни к чему спешить, суетиться и поддерживать бессмысленные разговоры. Я проникаюсь теплом к Акиму.

Нина очень красивая, стройная и высокая девушка с характером. Она сразу предупреждает, что не любит здороваться, выходить замуж и когда занимают ее стул. Я начинаю уважать эту неприступную красавицу, но немного боюсь нарушить какое-то важное для Нины правило.

Фото: Северо-Запад МБХ медиа


Обитатель гостиной Антон дружелюбен, много смеется, часто дает мне пять. Но завязать разговор не получается  — он не пускает меня нарушить дистанцию, наверное, ему это некомфортно. И я снова жду — скорее бы кто-то пошутил, и мы бы дали друг другу пять!

Мария очень ответственная, искренняя и исполнительная. Она сидит в детской и все задачи выполняет моментально и искрометно. Мне есть чему поучиться у этой симпатичной женщины. Павел  — на сегодня житель библиотеки. Он отлично сочиняет на ходу и импровизирует.

Сегодня «Квартира» полна необычных гостей. На спектакль приехали члены жюри премии «Золотая маска». Они рассредоточились по комнатам и выполняют указания, написанные на настенных памятках.

 

Больше, чем обычный театр

 

В гостиной начинается чтение по ролям маленьких абсурдных диалогов. Гости читают парами  — между собой и вместе с ребятами. Атмосфера теплая, дружеская. Потом из стульев, развешенных по стенам, строят крепость. А после  — читают список любимых и нелюбимых вещей и явлений в мире.

В библиотеке в это время вовсю разгорается словесное фехтование: Павел читает цитаты, и на них нужно ответить спонтанно  — все, что приходит в голову. Задача не из легких. Затем все гости библиотеки берут с полки любую книгу и по кругу читают любые строчки. Они иногда звучат некстати, а иногда складываются в причудливый рассказ. Библиотека словно пристанище обэриутов. Здесь обитают самые стойкие интеллектуалы.

В любой момент можно перейти в другую комнату, нет строгих правил по пребыванию в «Квартире». И я отправляюсь в детскую, словно по знакомому мне пути. Там меня встречают Мария и Алексей. Особенности девушки  — скорее позитивные. Она упорна, усидчива, внимательна к мелочам и прямо задает любые беспокоящие ее вопросы. Актер Алексей Красный познакомился с ней еще в БДТ.

«Я очень люблю все формы включенного театра, я наигрался на сцене, мне тут хорошо. Комфорта хочется всегда, конечно, многим артистам привычнее, когда есть гримерки, например. Но как по мне, так очень объединяет то, что ты находишься «в одной горизонтали» со всеми. Ты можешь помочь набрать воду для мытья пола, переставить мебель и в целом ты больше причастен ко всему происходящему, чем в обычном театре»,  — рассказывает Леша.

Фото: Северо-Запад МБХ медиа

Сейчас 16:10 и у нас по расписанию составление списка  — что вдохновляло вас в детстве. В детской собираются члены жюри, слышны ответы: поэзия, мармеладные мишки, собаки, танцы, папа. Вспоминаю, что в детстве меня вдохновляли Юрий Шевчук и высокие лестницы. Мне казалось, что когда я вырасту, то смогу петь так же громко, как Юрий Юлианович, и одним махом забираться на любую высоту. Наверное, я еще не выросла…

Уже 16:30 и мы переходим к новому заданию  — набирать текст на печатной машинке. Мне выдают даже не машинку, а аппарат, ставший для меня экзистенциальным кошмаром. Дело в том, что она совершенно не работала. В ней не было чернил и бумагу следовало передвигать вручную  — если забываешь двигать лист, он сам не шелохнется. И выходит, что печатаешь ты невидимыми буквами по одному и тому же месту. В то время, как Алексей читает текст Введенского, который необходимо набрать. Все набирают вовремя, одна я отстаю. Начинаю нервничать, сопеть, дергать лист. Вот он, мой незакрытый гештальт. Сколько себя помню, складываю буквы в слова на бумаге, это моя работа, хобби и жизнь. Что делать, если лишаешься этой возможности и так ли это важно  — оставлять после себя сотни перепачканных чернилами листов бумаги с бессмысленными записями. Думаю об этом, безбожно отставая от других обитателей детской комнаты.

Но вот уже новая задача  — время играть на аккордеоне. Легко сказать, но как это сделать? Беру, надеваю на плечи ремешки. Оказывается, аккордеон стоит на мне вниз головой. Еще одна попытка. Но смущение, как ни странно, не одолевает. Все в этой комнате в равных условиях. Забываешь, что среди присутствующих есть артисты, члены жюри «Золотой маски», гости, режиссеры. Есть только люди, которые неумело раздвигают меха аккордеона. И задача  — услышать друг друга и сыграть в унисон.

В шуме аккордеона, смеха и разговоров забываешь, что принято считать великим искусством, правильным поведением и настоящим театром. Театр здесь  — это жизнь. Как бы банально это ни звучало.

 

Телефонные переговоры

И вновь звенит будильник. Следующая часть представления —  вымышленные телефонные разговоры. Мария Жмурова — наша телефонистка. Она усаживается к старому дисковому телефонному аппарату и к ней начинает сбегаться народ из всех комнат. Девушка по имени Светлана сообщает, что у нее в жизни мало цветов. Тогда Маша поднимает трубку и звонит маме девушки, с просьбой поставить в комнату Светланы больше цветов в горшках. Адольф спрашивает: что делать, если пригрел на груди змею. Маша звонит в лабораторию по изучению змей и узнает, что не стоит держать их на груди и вообще в квартире. Я спрашиваю, как узнать, все ли в порядке у белых медведей в Арктике, ведь совсем недавно они отправились в деревни в поисках мусора. Наверное, им голодно. Маша звонит Николаю Дроздову, который успокаивает: медведи вернулись в свои пристанища, у них есть пища.

Фото: Северо-Запад МБХ медиа

Разговоры, конечно, вымышленные и спонтанные. Мария звонит, собеседника озвучивает кто-то в комнате. Часто это артист Алексей, иногда кто-то из гостей, порой сама Маша. Ход телефонного разговора предсказать невозможно, и это только подогревает к нему интерес.

 

Фотографирование разговоров

Снова звон будильника. Теперь по списку  — «Стол». Артисты отовсюду достают доски и двери, кладут их на стулья и за минуту сооружают огромный стол. Он объединяет кухню, детскую и гостиную. За ним рассаживаются все обитатели и гости. На столе листки со словами песни. На мотив «Ах вы, сени, мои сени» все хором поем: «Ах вы, звери, мои звери, (…) разорвите мое сердце, разорвите мою грудь». Мой сосед по столу, режиссер Адольф, поет так, что мое сердце действительно разрывается.

После песни стол так же быстро разбирается. Выключается свет, Катерина поет песню на украинском языке и гости рассаживаются на пол у печки, ведь задание по списку  — растопить печь. Спектакль заканчивает Борис Павлович словами Леонида Липавского: «Меня интересовало фотографирование разговоров, то, чего, кажется, никто не делал: я пробовал сохранить слова нескольких связанных друг с другом людей в период, когда связь их стала разрушаться; мне хотелось составить опись собственных мыслей, чтобы знать, что делать дальше».

А послесловие еще лучше. Все вместе мы отправляемся на кухню пить чай. Возникает спонтанная игра, которую Павел называет «фильмом наоборот»: например «Звери в белом»  — это «Люди в черном». У Павла сверхспособность — он может бесконечно придумывать фильмы-перевертыши. Мы угадываем. Мария тем временем с актером Евгением Редько поет на два голоса песню из «Весны на Заречной улице». И вот уж, действительно, никогда не знаешь, каким получится спектакль.

Гости постепенно разбредаются и я, сняв тапочки, направляюсь в прихожую.  Пожимаю руки всем, кого поначалу делила на артистов, людей с особенностями, гостей, режиссера, продюсера. Мы все  — обитатели одной «Квартиры», где каждый лишается панциря и получает важный экзистенциальный опыт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.