in

«Способствовал изобличению». Как полицейские «договорились» с наркозависимым свидетелем по делу псковских активистов

Фото: Людмила Савицкая / МБХ медиа

 

Вечером 16 января 2019 года, когда координатор общественного движения «Открытая Россия» во Пскове Лия Милушкина вместе с супругом Артемом уложили двух маленьких детей спать, к ним в дом через окна ворвались спецназовцы и полицейские. Они разбили стекла, заковали родителей в наручники, скрутили одного из мальчишек и нашли в доме упаковки от «киндер-сюрпризов» со следами вещества, которое следователь назвал «амфевитамином». На сегодняшний день известно о единственном свидетеле, который якобы часто приобретал у Милушкиных наркотики – это 28-летний наркозависимый Стас Павлов. За сотрудничество со следствием и содействие в уголовном преследовании других его отпустили отбывать условное наказание за приобретение и хранение крупной партии наркотиков.  

 

Как Стас стал Олей

О том, что в делах обвиняемых в сбыте крупной партии наркотиков Милушкиных есть знакомый им важный свидетель, еще на первом заседании по избранию меры пресечения сообщил следователь отдела ОМВД России по Псковскому району Самвел Манукян. Он предупредил, что свидетель засекречен и проходит под псевдонимом «Денис», потому что опасается за собственную безопасность. Именно он, по словам правоохранителей, вечером 14 января 2019 года купил у Артема Милушкина 2,19 грамма амфетамина за 1000 рублей.

В деле Лии Милушкиной «Денис» проходит уже под именем «Оля», которая, по заверениям сотрудников УКОН, приобрела у Лии 4,69 грамма амфетамина. Следователи утверждают, что Лия приобрела, а затем сбыла наркотики 16 января с 13:15 до 15:05.

Из показаний «Оли» следует, что она «подошел к бане, взял контейнер, положенный Лией на ступеньки, и положил его себе в правый карман». Мужской род свидетеля «Оли» следователь не комментировал.

«Это все заказное, политическое, – заявил на первом процессе Артем Милушкин. – Я не считаю себя виновным. Никакие наркотики я не продавал. Это из-за политической моей активности. Я организатор митингов, в том числе митинга против полицейского произвола. Следователи обещали мне подкинуть наркотики».

Это произошло 4 ноября 2018 года. Артем с женой и детьми ехал на митинг против полицейского произвола, когда его вытянули из машины сотрудники угрозыска, бросили лицом в землю, а в машине угрожали. «Я своим скажу, чтобы тебя везде так принимали. Не понимаю, как таких, как ты, земля носит, как ты еще по Пскову этими ногами ходишь. В следующий раз у тебя десяток граммов на кармане будет!» – пересказывал Артем слова оперуполномоченного угрозыска Герасимова. Тогда активист даже написал заявление в региональное СУ СК, но ответа не получил.

Артем Милушкин с детьми. Фото: Людмила Савицкая / МБХ медиа
«Увидел, как кладет траву»

Полицейские утверждают, что следы запрещенных веществ они также нашли в доме Милушкиных во время обыска. «Железной трубой выбили стекла в комнате с детьми, скрутили нашего старшего Илью. Они ничего не соображали. Потом подняли, правда, иди, мол, отсюда, а сами на его глазах стали бить настольные лампы там, где дети уроки делают! И телевизор плазменный трубой своей разбили!», – вспоминает мама Лии Юлия Белоусова.

В протоколе обыска полицейские указали, что нашли в доме Милушкиных контейнеры из-под «киндеров» со следами порошкообразного вещества. А мама Лии говорила, что 11-летний Илья Милушкин во время ночного обыска увидел, как один из оперативников что-то кладет на печку в доме. «Илюша это увидел и начал кричать, они выкинули его вон, не дав даже забрать ингалятор, а сами ушли. У меня оба внука – астматики и аллергики. Они даже эти «киндеры» не ели никогда, им нельзя!», – вспоминала Юлия Валентиновна.

 

«Стас оболгал меня!»

14 мая на последнем заседании по продлению меры пресечения следователь Мамаев упомянул в материалах Станислава Павлова. До этого на его ключевую роль в деле в неформальных беседах с прессой ссылалась только сторона защиты.

«Меня оболгал Стас Павлов. Он был задержан за наркотики и поджоги. Его дело вели сотрудники, которые хотят расквитаться со мной за политическую деятельность. Это провокация. <…> Павлов лжет!» – живо откликнулся из клетки Артем Милушкин.

Следователь Мамаев в ответ сказал, что на данном этапе не считает нужным проводить очную ставку Милушкина с Павловым.

«Северо-Запад. МБХ медиа» удалось получить документы с некоторыми деталями уголовного дела самого Станислава Павлова, который, по нашей информации, знал семью Милушкиных.

Станиславу 28 лет, некоторое время он жил в Печорах, потом обосновался в деревне Неелово-1. У него среднее образование и требующая лечения документально подтвержденная наркозависимость. Станислав не работает, его мать тяжело болеет.  

Стас Павлов. Фото: личная страница ВКонтакте

После того, как его имя стало известно в СМИ, молодой человек почистил страницу в соцсети и удалил несколько фотографий с друзьями. На официальных сайтах региональных судов есть свежие дела по статье 228 УК РФ, где фигурируют фамилии и имена, совпадающие с данными из контакт-листа его страницы в соцсетях.

Из материалов дела следует, что 13 января 2019 года около 20 часов, Павлов решил купить амфетамин и, не задерживаясь, отправился в деревню Большая Листовка Псковского района. Там он купил 2,16 граммов психотропного вещества «у не установленного следствием лица» за 1000 рублей, положил в карман куртки и «незаконно хранил». Этим же вечером 22:20 домой к Павлову нагрянули сотрудники УКОН УМВД России по Псковской области (хотя Неелово-1 закреплено за райотеделом), досмотрели его и изъяли амфетамин. Оказалось, это было оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение».

Полицейские отмечали, что Павлов не только полностью признал вину и раскаялся, но и «активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления». За это он получил бонусы в виде «рассмотрения дела в особом порядке» в соответствии с пунктом «и» 61 статьи УК РФ, три годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года и штраф в 15 000 рублей вместо реального срока.

Наркотик суд обязал уничтожить. Только куда-то исчезли 0,3 грамма амфетамина: в начале речь шла о 2,16 граммах вещества, а в приговоре они уже трансформировались в 2,13 грамма.

Признавайтесь или…

Адвокат Артема Милушкина Владимир Данилов подтверждает, что Стас Павлов фигурирует в материалах дела. При этом там также присутствуют Денис и Оля. «Как они сведут эту троицу в единое лицо – вопрос, который меня беспокоит. Свидетель засекречен, чтобы была возможность не давать показания в лицо. Ведь среди друзей Стаса можно увидеть разных известных в определенных кругах лиц. Поэтому говорить публично и обвинять товарища ему будет совсем не здорово. Может, и не получится», – рассуждает адвокат и подчеркивает, что, похоже, «магазин по продаже наркотиков» у Милушкиных работал с одним покупателем, который приходил под разными именами.

Артем Милушкин сидит в СИЗО уже полгода, за все это время ему дали только одно свидание с матерью. Детей видит только, когда под конвоем идет по коридорам на заседание. Его здоровье ухудшается: усиливаются проявления хронических бронхиальной астмы и гипертонии. Артем никогда не имел проблем с психикой, но в СИЗО ему поставили два психиатрических диагноза и дают соответствующие препараты.

Лия Милушкина полгода сидит под домашним арестом и пытается хоть как-то успокоить детей, которые до сих пор не могут прийти в себя после той январской ночи.

«Смывы с рук ничего не показывают, наркологическая экспертиза отрицательная, портретная экспертиза Артема тоже, но человек сидит! Формально сейчас проводится лингвистическая экспертиза по идентификации голосов с видеозаписи «контрольной закупки», но защите их не показывают. Мы уже полгода просим: «Покажите, мы тогда и поясним, что и кто». А нам отвечают: «Нет, мы вам не покажем. Потом, когда с делом будете знакомиться, все и увидите. А сейчас не обязаны и не будем», – возмущается адвокат Данилов.

Он поясняет, что решающую роль в деле играли сотрудники полиции, их засекреченный агент и их же штатные понятые. Данилов называет такую ситуацию общей бедой всех дел по наркотикам и говорит, что в суде по поведению понятых можно понять, первый раз они участвуют или приходят на постоянной основе. «Ведут себя такие понятые в суде еще наглее, чем опера. И суд это прекрасно знает, но система отработана годами», – констатирует адвокат.

По его мнению, сейчас активисты Милушкины фактически оказались в ситуации выбора без выбора – «либо признавайтесь и получите ниже низшего, либо получите большой срок без всяких снисхождений».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.