in

Студенческий протест. Сокращение преподавателей и итальянская забастовка в СПбГУ

Студенты СПбГУ, протестующие из-за сокращения преподавательского состава. Фото: Георгий Манжиков



Студенты Института истории Санкт-Петербургского государственного университета протестуют из-за сокращения преподавательского состава. Они пытаются установить диалог с администрацией СПбГУ и потребовать от ректора Николая Кропачева отменить приказ об элективных дисциплинах, изданный руководством вуза в апреле 2019 года. Согласно нему, курс открывается, только если на него записалось не менее десяти студентов. Руководство вуза называет происходящее на факультете оптимизацией и не видит угрозы для научной и учебной деятельности.



Приказ №3773 и увольнения

Всего в Институте истории около 80 дисциплин, на половину из которых ходит меньше 10 человек — среди них античность, медиевистика, источниковедение, этнография. Приказ совпал с конкурсом на должности среди преподавателей Института истории СПбГУ, требования к которому также ужесточились. В результате чего последовала волна сокращений и увольнений преподавателей. По мнению председателя студенческого совета института истории Лии Фараховой, пресловутый приказ и сокращение ставок преподавателей нельзя рассматривать отдельно. Это целенаправленное уничтожение малых направлений в обучении.

«Нам говорят — минимум десять студентов должно обучаться на направлении. А мы не знаем — с потолка они цифру взяли, или это действительно какие-то расчеты? Нам данные никто не предоставляет. Ситуация с сокращениями говорит сама за себя. На кафедре этнографии четыре преподавателя на целый профиль, на магистратуру, на четыре полевые практики — это катастрофа. На кафедре археологии уже некому читать палеолит — огромный кусок истории. От этого страдает уровень обучения», — считает Лия Фарахова.

По данным студсовета СПбГУ, ушли или находятся в процессе увольнения 15 преподавателей истфака. Для ухода есть три причины — «по собственному желанию», недопуск до конкурсного отбора или непрохождение конкурса. Но сами требования к конкурсу были резко усложнены только в апреле. Лия Фарахова пояснила, что ставки спускаются на весь институт, на них могут претендовать не только преподаватели института истории, но ещё и сторонние соискатели.

«Пострадали больше всего не кандидаты и профессора, а так называемые молодые ставки. Никогда раньше до этого не было требования к претенденту на ставку старшего преподавателя иметь кандидатскую степень. Эти люди пользуются уважением своих коллег и студентов, они отличные преподаватели, но вынуждены подавать документы на ассистентов — а это четыре человека на одну ставку», — рассказала председатель студсовета.

По ее словам, одного преподавателя не допустили, поскольку подтверждение степени кандидата наук у него было на руках только на ученом совете, а не на момент начала конкурса. Другой преподаватель, крупнейший специалист по Кавказу, ушел сам, так как был совместителем. На контакт с прессой уволившиеся преподаватели не выходят — они не теряют надежду, что приказ будет отменен и они смогут вернуться к своим дисциплинам и студентам в СПбГУ с сентября месяца. 



Грядет забастовка


Глава Института истории Абдула Даудов утверждает, что многие преподаватели ушли по собственному желанию, у остальных была низкая квалификация. «Вуз — не репетиторство», — подчеркивает он. Преподаватель института истории, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что «уход по собственному желанию» чаще всего вынужденный и происходит из-за завышенных требований к кандидатам.

«Есть часть преподавателей, которые просто устали от этого всего и уходят, но это лукавство. На самом деле это происходит из-за повышения требований, они понимают, что не пройдут конкурс, и просто не подают документы, уходят. Администрации выгодно говорить, что это решение педагога».

 

По словам источника «Северо-Запад. МБХ медиа», администрация СПбГУ уже предложила расписать курсы уволенных преподавателей на оставшихся педагогов. Педагоги в ответ планируют начать итальянскую забастовку.

«Любой уволенный преподаватель — минус 8-10 курсов. Начальство говорит студентам, что нет никаких сокращений, что мы возьмем других преподавателей на это место, распишем нагрузку на тех, кто прошел конкурс. Сейчас формируется коллегиальная позиция преподавательского состава — заведующие кафедр отказываются расписывать нагрузку на оставшихся. Есть вариант, что администрация вуза сама распишет. Но преподаватели решили, что все равно не будут приходить на курсы тех, кто был уволен. Это итальянская забастовка, и она уже с первого сентября планируется».

Здание исторического факультета СПБГУ

Преподаватели института истории считают, что директор Абдула Даудов кормит их формальными отговорками не по собственной воле — на него оказывается давление со стороны администрации вуза и лично ректора Кропачева. «Он и рад бы иначе поступать, но боится идти против ректората, чтобы не было ещё хуже. Но этот приказ уже сталкивает лбами преподавателей внутри института, начинается ожесточенная внутренняя конкуренция. Заведующий кафедрой истории России Андрей Дворниченко железно сказал, что ни одного преподавателя своей кафедры не отдаст и не отдал, хотя там есть преподаватели, которые читают всего по 2-3 курса, нагрузка у них гораздо меньше. При этом администрация говорит, что они выполняют все показатели, а это для чиновников важнее. Но если все будет так развиваться, малых направлений в вузе не станет совсем», — считает преподаватель.



Сбор подписей


Приказ №3773 вызвал шквал открытого негодования среди студентов, прежде всего потому что был принят без учета мнения студенческого совета СПбГУ. В ответ на увольнения преподавательского состава института истории студенты разместили петицию против злосчастного приказа и собрали более 4750 подписей за его отмену. Но подписи были проигнорированы администрацией. Учащиеся вуза приходили с ними на встречу к первому проректору по учебно-методической работе, Марине Лавриковой.


«Что приносили, что не приносили — никто на них даже не посмотрел. Они были направлены ректору, но это тоже эффекта не возымело. Мы созвали студенческий совет института истории, на заседании присутствовало порядка 300 человек — студенты, некоторые преподаватели и учащиеся других факультетов. Там мы приняли резолюцию, которую направили ректору СПбГУ Кропачеву. В ней мы требуем отменить приказ и прекратить сокращение преподавателей. Администрация сокращения опровергает, но они есть! Когда у вас условно на 7 ставок 18 преподавателей, ну разве это не сокращение ставок?», — считает Лия Фарахова.

Опыт борьбы у историков богатый — в 2013 году студенты и преподаватели выступили против объединения с философским факультетом СПбГУ и одержали победу. Глава студсовета Института истории уверила, что если администрация не отреагирует на резолюцию, протест перетечет на улицы — студенты выйдут на митинги и пикеты. А пока огонь протестных настроений перекинулся на другие факультеты СПбГУ.

Студент философского факультета, кафедры музейного дела, Виктор Ершов рассказал, что на их факультете очень много направлений, где учится всего четыре-пять человек.  

«Приказ №3773 и для нас катастрофичен. У нас очень много направлений на философском, где учится до пяти человек. Это китаевисты, германисты, культурологи. Понятно, что для них план в 10 человек — нереальная цифра абсолютно. Сейчас проблемы с кафедрами этнологии, истории культуры, нашего музейного дела. В университете просто не слушают студентов и это главная проблема. Приказ, который даже не обсуждается с нами, отправили предыдущему председателю студенческого совета, который уже давно не в должности. Что это — незнание или издевка?», — задается вопросом студент.



Оптимизация

По словам студсовета, ни один из представителей ректората не выходит на контакт со студенческим сообществом, важной ветвью власти в университете. На «расстрел» поставлен директор института истории, он вынужден отвечать на все претензии студентов формальными отговорками. В преамбуле приказа говорится о финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ. Иными словами, происходит оптимизация.

Один из доводов администрации СПбГУ — реформирование системы образования началось не вчера, это общероссийская тенденция. Но преподаватели ведущего петербургского вуза рассчитывали, что статус позволит им сохранить состав педагогов. «Все зависит от отношения администрации университета к реформе. Вот у МГУ получается сохранять факультеты, вечернее и заочное отделение, не допускать массовых увольнений. А у нас отношение ко всему иное, только финансовый интерес», — поделился анонимный источник.

Студенты СПбГУ, протестующие из-за сокращения преподавательского состава. Фото: Георгий Манжиков

О зарождении оптимизации в СПбГУ рассказал бывший доцент Санкт-Петербургского университета, преподаватель факультета географии и геоэкологии Андрей Хрущев. В 2014 году факультет ликвидировали, объединив с геологами. В борьбе за восстановление старейшего в России факультета, Андрей Сергеевич был уволен.

«Ситуация критическая уже не с истфаком, а с университетом. Это просто один из эпизодов редукционистской политики, целенаправленной. В СПбГУ есть малокомплектные кафедры, но уникальные — на геофаке это кафедра ботанической географии. Туда записывается три студента, а им говорят: “Ну ребята, вы должны на физическую идти, вас мало, нет десяти человек”. Приказ этот не для улучшения педагогического процесса, как там вскользь сказано, а для увеличения эффективности хозяйственно-экономической деятельности», — убежден бывший преподаватель.

Реформа образования коснулась учебных заведений по всей стране, в регионах происходит слияние факультетов, а то и целых вузов. Но преподаватели СПбГУ рассчитывали на иное отношение — по крайней мере на то, что редкие кафедры с уникальными дисциплинами администрация университета уничтожить не посмеет.



Протесты

Нынешний педагог института истории СПбГУ и наш анонимный источник уверен — ситуацию спасут только массовые митинги и итальянская забастовка. Впрочем, все зависит от консолидированности студентов и преподавателей.

«Мы наблюдаем за студентами и появляется желание протестовать. Студенты посмелее, у них нет контрактов, но главное — их больше и они более радикальны. Администрации и властям города не нужны протесты на улицах, митинги, особенно осенью — ведь на носу выборы. И они боятся любого рода протестной активности», — считает источник.

Планомерное сокращение штата на разных факультетах СПбГУ происходит уже несколько лет, но только истфак исконно остается очагом протеста. Вишенкой на торте стало заявление ректора СПбГУ Николая Кропачева о намерении создать новый факультет — математики и компьютерных наук. И это несмотря на отрицательное заключение комиссии и Ученого совета СПбГУ. Появление нового факультета лоббирует 48-летний математик Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса. В СПбГУ уже есть два математических факультета – Математико-механический и Факультет прикладной математики — процессов управления. Их деканы считают, что третий факультет университету не нужен. Но по информации, полученной изданием Gorod-812, за математиком Смирновым стоит помощник президента Андрей Фурсенко. Это ещё больше задевает заслуженных преподавателей, вынужденных покидать вуз в поисках новой работы. Похоже, в администрации СПбГУ ценят не квалифицированные кадры и уровень образования, а политические связи и финансовую выгоду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.