Не дожив год до 40-летия, в Рязани закрывается филиал Московского государственного института культуры. Весной 2019 года студентам и преподавателям пообещали к началу нового учебного года сделать грандиозный ремонт за полмиллиарда рублей, 2 сентября по зданию с осыпающейся штукатуркой и протекающими потолками пронесся слух: местный филиал доживает последние дни. Студенты культурно протестуют, однако решение принято: рязанский институт будет закрыт в начале февраля 2020 года, через месяц после завершения Года театра.
«Не по-людски»
«Институт, в котором я училась, закрывают. Причем, это делается не по-людски, — написала на своей странице в социальной сети выпускница рязанского филиала МГИК Надежда Есикина 3 сентября. — В конце прошлого учебного года нас обрадовали тем, что на ремонт вуза головной МГИК выделит хорошую сумму денег, также говорили об открытии магистратуры в скором времени. Всем была дана надежда: наконец-то, о филиале вспомнили в московском МГИКе! И это было бы справедливо, ведь стоимость обучения стремительно росла, но деньги уходили в Москву и не возвращались. Не тут-то было. В первое торжественное собрание студентов было объявлено о закрытии института, через один семестр (ни туда ни сюда). И это при том, что РФ МГИК прошел все проверки. Если решили закрыть, то почему бы не дать хотя бы доучиться третьим и четвертым курсам?».
Вскоре подобных постов в рязанских пабликах появились десятки, если не сотни: одни откровенно переживали за будущее рязанской культуры, студенты требовали объяснить, что будет с ними — они так и останутся «недоучками» без дипломов?
О закрытии вуза студентам объявили на собрании в первый учебный день, 2 сентября. Они тут же создали петицию на имя министра культуры Владимира Мединского, председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и других высокопоставленных чиновников с требованием остановить процесс ликвидации института. Ее подписали больше 4 тыс. студентов и выпускников, но ни Мединский, ни Медведев пока не ответили гражданам.
В конце первой учебной недели студенты записали стихотворное видеообращение к Мединскому и губернатору Рязанской области Николаю Любимову: «Что ж молчит держава наша? Где вы. Когда так нужны? Нас без дома оставляют, а Отчизну без души… Но молчать, когда так плохо, могут только лишь враги». Ролик набрал около 10 тыс. просмотров. Видел ли его Мединский — неизвестно, но ответа от министра не дождались и после этого обращения. Также никто до сих пор не понял, по какой причине закрывается рязанский «кулёк». За две недели прозвучало несколько версий, но основную из них уже успели опровергнуть студенты, преподаватели и региональные чиновники.
«Угроза жизни студентов» и фантастические обещания
От ректора МГИК Арсения Миронова на следующий день после сообщения о закрытия вуза студенты и педагоги с удивлением узнали, что учебное здание находится в аварийном состоянии. «…Мы увидели, что состояние деревянных перекрытий кровли и стропильной системы резко ухудшилось, перекрытия и стропила не могут быть признаны работоспособными. Есть реальная опасность обрушения кровли, когда выпадет снег. Если под тяжестью льда и снега рухнет кровля, есть риск, что не выдержат и перекрытия этажей. <…> Члены ученого совета очень подробно обсудили этот непростой вопрос, и было принято решение: ничто не может оправдать угрозу жизни студентов, преподавателей и персонала», — сообщил ТАСС Миронов. Против его назначения год назад выступили 30 преподавателей головного вуза, перечислив подробно свои претензии к новому начальнику в письме вице-премьеру Ольге Голодец. Она проигнорировала аргументы профессуры.
Миронов пообещал предоставить тем, кто недоучился, места в головном вузе и — бесплатно — в московском общежитии. По его словам, рязанские студенты продолжат обучение по «рязанским» ценам. Он предложил рабочие места и преподавателям филиала. Ему не поверили ни преподаватели, ни студенты.
«Про обещания мы знаем, обещания даются, но никогда не выполняются. И сейчас бедные студенты, которые могут оказаться совсем не понимающими и глупыми, и скорее туда переведутся, могут оказаться потом в очень тяжелом положении, потому что их этот год подержат на нашей цене, а потом дадут московскую», — прокомментировала доцент кафедры искусств Рязанского филиала МГИК Галина Сысоева. Студентка 2 курса Варвара Чигакова пояснила, почему не сможет доучиться в головном вузе: «У меня здесь семья. Я живу без отца, то есть, мне будет очень трудно жить в Москве, даже при условии того, что общежитие будет бесплатным. То есть, еда и проживание, проезд в Рязань и обратно».
Насмешила рязанцев и версия аварийности здания: оно крепкое, хотя и не помешало бы провести текущий ремонт помещений и капитальный ремонт крыши, которая действительно протекает уже который год.
«Важно не накуролесить»
Ректор МГИК побывал в рязанском филиале 3 сентября, еще через несколько дней в печати появилась расшифровка записи его речи, которую он произнес перед студентами и преподавателями. Он рассказал, что узнал из своих источников: на филиал ополчился Рособрнадзор и собрался лишить его лицензии. По словам Миронова, Рособрнадзор — служба, созданная для уничтожения филиалов.
«Ну и, значит, читаем в уведомлении, что по всем, по всем, по всем направлениям подготовки филиалы будут проверяться, и начинаем думать — ну что, пахнет жареным. Потом мы начинаем смотреть проверяющих, тех людей, которые приедут в Рязань. Выясняем, что в Рязань приедут самые жесткие, самые профессиональные и дотошные проверяющие, которые, знаете, со звездочками на фюзеляже. Мы понимаем, что филиалу угрожает реальная проверка, и не просто реальная, а еще и достаточно пристрастная. По своим каналам я получаю подтверждение этому, что есть установка „фас“», — рассказал ректор.
Это значит, что проверяющие найдут такие нарушения, которые невозможно будет устранить за короткий срок: к примеру, обеспечить доступную среду для студентов с ограниченными возможностями. Получив предписание Рособрнадзора, ректор обязан будет уволить часть преподавателей по статье, применив административное воздействие. «И это волчий билет, с которым сложнее поступить куда-то еще работать», — уточнил Миронов. Чтобы этого не произошло, был собран ученый совет головного вуза, на котором решили: лучше признать здание аварийным, филиал по-тихому расформировать, частично переведя студентов и преподавателей в головной вуз.
«Я сам написал министру огромное письмо, где я рассказываю, почему важно сохранить этот филиал. Мне рассказывать не надо, я в теме. Но давайте быть реалистами, политика — это искусство возможного. Что в этой ситуации возможно? Возможно действительно здесь работать, но важно вот здесь, сейчас не накуролесить. Чтобы не было пикетов, волнений и так далее, потому что тогда, я повторюсь, Минкульт скажет — не-не-не, никаких конструктивных сценариев, ждем решения Рособрнадзора и закрываем по проверке. Это, конечно, позор», — заключил ректор.
Через неделю после приезда Миронова руководство Рязанского филиала на пресс-конференции опровергло информацию об аварийности здания, еще через день директор Рязанского филиала МГИК Александр Трушин написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Призрачная надежда
Рязанский институт культуры готовит библиотекарей и хореографов, руководителей самодеятельных театров и организаторов праздников, музыкантов, дирижеров и дизайнеров. За 39 лет из учебного заведения выпустились 900 специалистов. Вуза подобной направленности нет в соседних регионах, поэтому в Рязань приезжают учиться из Липецка и Воронежа, Тулы и Твери, Архангельской области и Дальнего Востока. Именно поэтому известие о прекращении работы регионального филиала сразу же разлетелось по всей стране.
По последним сведениям, рязанский губернатор Николай Любимов все же дал студентам и преподавателям призрачную надежду: руководство региона заинтересовано в сохранении Рязанского филиала МГИК. Такое мнение озвучил пресс-секретарь губернатора Денис Арапов 11 сентября. «Региональные власти готовы предложить несколько вариантов решения сложившейся ситуации, но сейчас все мы находимся в режиме ожидания, поскольку ничего еще не ясно и никаких официальных документов о закрытии филиала пока не поступало. Губернатор Николай Любимов и министр культуры РФ Владимир Мединский обсуждали этот вопрос во время их недавней встречи в Москве, знают о ситуации и в администрации президента РФ», — рассказал он.
Более конкретных известий о будущем рязанского института культуры пока нет. Есть только устойчивый слух о том, что руководство головного института просто не хочет содержать региональные филиалы. Тамбовский и Белгородский филиалы уже закрыты. Рязанский остается последним в этом «расстрельном» списке.