in

Свидания и спиртные напитки. Дело о коррупции в колонии строгого режима

Заключенный в исправительной колонии. Фото: Андрей Луковский / Коммерсантъ

Сегодня, 29 января, Пермский краевой суд направил на повторное рассмотрение в Чусовской городской суд ходатайство 45-летнего Вячеслава Шарлаимова, отбывающего наказание в 22 года и 11 месяцев в колонии строгого режима за убийство, разбой и кражи. Осужденный просит снизить срок, назначенный по вынесенным в 2004 году двум приговорам Пермского областного и Ординского районного судов. Сейчас он числится свидетелем по делу обвиненного в коррупции бывшего начальника ИК-10 Евгения Новоженова. По версии СКР, 7 марта 2017 года подполковник Новоженов получил взятку в 15 тысяч рублей за предоставление заключенным Шарлаимову и Карпову длительных свиданий с правом проживать с женщинами, которые не являются им родственницами.       

 

Деньги – на карту

Расследование в отношении экс-начальника одной из крупнейших в России исправительных колоний – ИК-10, расположенной на станции Всесвятская Пермского края, завершено 18 января. Уволенный Новоженов обвинен в получении от двух осужденных шести взяток на общую сумму 205 тысяч рублей. По версии СКР, экс-начальник, под контролем у которого находилось свыше двух тысяч заключенных, отбывающих в отдаленной колонии Чусовского района наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, только один раз взял деньги наличными – у себя в кабинете. В остальных случаях взятки поступали на банковские карты, которые были оформлены на самого Новоженова и его супругу.   

Новоженов начал служить в уголовно-исполнительной системе с 1999 года. 27 декабря 2012 года ему было присвоено звание «подполковник внутренней службы», а 30 декабря 2016 года – вверена должность временно исполняющего обязанности начальника ИК-10. От приставки «врио» он избавился 25 июля 2017 года. Среди многочисленных полномочий Новоженов получил единоличную возможность разрешать осужденным длительные свидания и право проживать с лицами, которые не являются их родственниками.

Территория ИК-10. Фото: 59.fsin.su

По версии следствия, за предоставление заключенным Шарлаимову, Карпову и Пирожникову подобных встреч с вольными женщинами подполковник получил 7 марта, 14 и 15 августа 2017 года три взятки – размером 15 тысяч, 30 тысяч и 20 тысяч рублей. Осужденный Карпов с 3 апреля по 29 ноября 2017 заплатил 60 тысяч рублей за общее покровительство. В переводе на канцелярские термины это означало разрешение начальника ИК-10 не соблюдать установленный распорядок дня и режим содержания, возможность употреблять спиртные напитки, нарушать установленную форму одежды, пользоваться мобильным телефоном, совершать одиночные передвижения — и обещание не применять меры взыскания. С помощью Карпова за подобные “льготы” 29 ноября 2017 года заплатил 60 тысяч рублей и заключенный Бакуров.    

Перечислив 16 июня 2017 года на карту супруги Новоженова 20 тысяч рублей, Карпов получил и возможность провезти в зону запрещенные продукты — требующие тепловой обработки сырые мясо, рыбу и овощи, а также крупы и макароны общим весом 150 кг. Все это он подтвердил на допросах и при очных ставках, признав – Шарлаимов и Пирожников сами денег не давали. Плательщиком был Карпов.

 

Век воли не видать

По данным «МБХ медиа», бывший начальник Новоженов вину в получении взяток не признал. Часть полученных денег он назвал оплатой за сданный осужденными металлолом, потраченной на нужды ИК-10, а часть — перечислением на покупку куриного мяса в столовую для спецконтингента. За каждый из четырех эпизодов по части 1 статьи 290 УК РФ обвиняемому грозит до 3 лет заключения со штрафом от 10- до 20-кратной суммы взятки, за каждый из двух эпизодов по части 3 статьи 290 УК РФ – от 3 до 8 лет со штрафом до 40-кратной суммы взятки.  Заключенные-взяткодатели освобождены от уголовной ответственности за коррупционные преступления, поскольку активно способствовали их раскрытию.

Добиваясь уменьшения своего срока в 22 года 11 месяцев, свидетель дела о коррупции Шарлаимов попросил апелляционную инстанцию учесть, что Соликамский городской суд еще 18 октября 2017 года снизил его до 22 лет 10 месяцев. То же самое сделал 28 ноября 2018 года и Чусовской городской суд, также указав на смягчение в 2011-2013 годы наказания за кражи. В ходе апелляционных слушаний 29 января 2019 года, в которых Шарлаимов не пожелал участвовать, судья Пермского краевого суда Наталья Погадаева объявила перерыв для истребования всех приговоров этого заключенного. Выяснилось, что в 1996–1997 годы он был дважды наказан Ординским районным судом – именно за кражи. Поскольку данные приговоры не учтены в обжалованном постановлении Чусовского городского суда, суд поддержал мнение прокурора Елены Демидовой о его отмене и возвращении ходатайства на новое разбирательство.    

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.