in

«Уже не бухие, но по-прежнему в погонах». Как самарские полицейские не смогли в суде опровергнуть собственное пьянство

Сотрудник правоохранительных органов Борского района Владимир Бледнов. Фото: личная страница ВКонтакте

В Самарской области полицейские подали иск к местному жителю о защите чести, достоинства и деловой репутации и проиграли. Уроженец села Новая Покровка опубликовал в сети ролик под названием «Бухие в погонах», посвященный бесчинствам местных полицейских, а те не смогли его опровергнуть. 

«МБХ медиа» рассказывает историю о том, как два пенсионера полгода пытались положить конец пьянству среди сотрудников полиции, державших в страхе все село на протяжении нескольких лет.

 

«До поросячьего визга»

 

«В данный момент почти все эти сотрудники полиции продолжают работать, никто отстранен от службы не был. Уже не бухие, но по-прежнему в погонах. Хотя они, конечно же, дискредитировали своим поведением правоохранительную систему, — говорит Александр Темлянцев, местный активист и пенсионер. Видео «Бухие в погонах» было опубликовано на странице его жены «ВКонтакте» в январе этого года. Зато после выхода ролика жители села Петровка стали звонить нам и благодарить нас. Правда, в шутку жалуются, что без их [полицейских] пьяных выходок жить стало скучно. Посмотреть не на что. Никто больше не справляет нужду прямо на дороге, не катается по улицам в нетрезвом виде. Вообще нет ментов в селе сейчас. Затишье. Все наконец-то вздохнули с облегчением». 

Сейчас у видеоролика «Бухие в погонах» больше 43 тысяч просмотров. На нем бывший депутат Самарской губернской думы, а ныне пенсионер Павел Павлов на протяжении шести минут перечисляет фамилии сотрудников правоохранительных органов, которые несколько лет приезжали в село Петровка к местной жительнице, гнавшей самогон, напивались у нее дома до «поросячьего визга», а потом ездили пьяные по окрестностям. 

 

Павлов не сразу решил снять видеоролик. Сначала они вместе с Александром Темлянцевым пытались обращаться к руководителю областной полиции и в прокуратуру, писали жалобы, обивали пороги кабинетов высокопоставленных начальников, но это не принесло никаких результатов ни одна служебная проверка так и не была проведена. Лишь однажды после обращения в МВД к дому самогонщицы были отправлены сотрудники ДПС. Из-за непогоды они не успели вовремя приехать на место полицейские уже уехали. Опрошенные местные жители отказались давать письменные показания. 

Когда надежды на административное решение проблемы уже не оставалось, Павлову пришла в голову идея записать видеообращение к МВД. Ролик решили опубликовать на странице жены Темлянцева в «ВКонтакте», потому что своих профилей в социальных сетях у пенсионеров не было. 

«Между публикацией ролика и подачей иска в суд все полгода герои видео никак официально себя не проявляли, никаких исков и заявлений. Конечно, неформально все это время поступали какие-то неизвестные телефонные звонки и происходили другие странные движения, — рассказывает Игорь Богатинов, журналист и бывший главный редактор интернет-издания «Борское.РФ», знакомый с пенсионерами-активистами.  Но за последние лет десять мы уже привыкли к подобным методам запугивания, в том числе и со стороны районной власти, поэтому особо я даже не могу сейчас точно сказать, были ли какие-то адресные угрозы, связанные конкретно с этой темой».

 

После успеха с первым видео активисты выпустили на странице жены Темлянцева еще один ролик, в этот раз уже посвященный пыткам, к которым прибегали сотрудники полиции отдела МВД «Борский» по Самарской области. Некоторые из упомянутых там фамилий уже звучали в первом ролике Павлова. На записи несколько местных жителей рассказывают о том, как их похищали и увозили в лес, избивали, душили, чтобы получить признательные показания за преступления, которые они, по их словам, не совершали. 

 

 

После публикации видеороликов об избиениях и пьянстве полицейских, управление собственной безопасности самарского ГУВД оперативно провело формальные проверки. По их результатам, вся информация, изложенная в видео, не подтвердилась. 

 

Игорь Богатинов уверен, что тогда начальник главного управления МВД по Самарской области Александр Винников был занят другими, более насущными делами: сразу троих его высокопоставленных подчиненных задержали и арестовали по подозрению в коррупции. 

«Поэтому нашу районную тему с пытками в лесах и самогонными посиделками решили спустить на тормозах,  у Винникова тогда и без этого хватало головной боли. Такие выводы я сделал в том числе и потому, что непосредственно во время опросов сотрудники УСБ занимали странную позицию, пытаясь, в первую очередь, обвинить авторов видеообращений в распространении недостоверных сведений, не пытаясь обстоятельно во всем разобраться».

 

В июле полицейские, чьи имена упоминались в видео, нарушили молчание и подали коллективный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации на Павлова и жену Темлянцева. Полицейские требовали удалить видеоролик, опубликовать опровержение и выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 тысяч рублей каждому пострадавшему — суммарно 250 тысяч рублей. 

 

Иск в Богатовский районный суд подали сотрудники правоохранительных органов Борского района Владимир Бледнов, Сергей Половинкин, Николай Елютин, Александр Шигаев и Оксана Герасимова. Третьим лицом выступало ГУ МВД РФ по Самарской области.

Сергей Половинкин. Фото: личная страница ВКонтакте

«Они были вынуждены подать на нас в суд, вероятно, потому что им начальство поставило ультиматум: либо опровергайте эти слова, либо увольняйтесь. Это все продолжалось годы. У нас есть свидетели, которые говорят, что полицейские приезжали к этой самогонщице более двадцати лет. То есть поколения сменялись, а привычки нет. Местные жители молчали и терпели, потому что просто боялись вступать с ними в борьбу«, — рассказал Павлов.

 

 

Оксана Герасимова. Фото: Одноклассники

У Богатинова, который присутствовал на всех заседаниях суда по этому делу, вызвало удивление и то, какой официальной линии придерживались представители правоохранительных органов: они не обвиняли ответчиков, а пытались оправдаться. 

 

«Было ощущение, как будто мы сидим в уголовном процессе по обвинению полицейских в тяжких преступлениях. Наверное, для них этот суд и вправду стал экзаменом на вылет из органов, и ни о какой порче деловой репутации, защите своей чести, достоинства и доброго имени они в тот момент не думали», — вспоминает журналист.

 

В самом судебном процессе истцы почти никак не участвовали — им помогали юристы из ГУВД. Богатинов предполагает, что управление активно поддерживало своих сотрудников, потому что их проигрыш в суде фактически бы доказывал, что результаты проверок УСБ не соответствуют действительности.

 

Заходили трезвые, выходили пьяные”

 

О том, что сотрудники правоохранительных органов Борского района съезжаются в Петровку, чтобы выпить и скоротать рабочий день на импровизированной «базе отдыха», было известно даже в близлежащих селах. Расстояние от Петровки до родного села Павлова Новой Покровки всего четыре километра. Но до возвращения бывшего депутата борьба сельчан была не очень эффективной.

 

Зато когда Павлов объединил протестующих, дело пошло на лад. 

 

На суде жители Петровки и окрестных сел не побоялись подтвердить все факты, которые энергичный пенсионер описал в видеоролике. На стороне бывшего депутата выступил сосед самогонщицы, который рассказал, что раньше и сам закупался у нее и неоднократно пересекался с сотрудниками полиции дома, которые «заходили к ней трезвые, а выходили пьяные». Сама самогонщица, правда, выступая на суде, все отрицала. 

 

«Участковый работает более пяти лет на своей должности, а в иске указал неправильную улицу. У нас такой даже нет в селе, — возмущается Павлов. — Я ему на суде сказал, что он не знает людей, даже улиц не знает. А у нас их всего три. За пять лет не смог человек названия запомнить. Даже судья рассмеялась. Получается, что я плачу налоги, чтобы их содержать и гулянки спонсировать.  Никаких дел и забот у них кроме этого нет».

Начальник МВД «Борский» Олег Абрамов и Александр Шигаев. Фото: Одноклассники
Запугивание свидетелей

 

По словам Александра Темлянцева, чтобы доказать свою правоту в суде, сотрудники полиции были готовы пойти на радикальные меры. Когда им стали известны имена свидетелей, которые планируют давать показания в защиту Павлова, они начали «спецоперацию» по их дискредитации. В ходе одного из заседаний судья не успела опросить одну из свидетельниц. На следующем заседании правоохранители предоставили справку из психоневрологического диспансера о ее недееспособности. Однако это была устаревшая информация, на тот момент женщина уже успела восстановиться в правах через суд. 

 

«Свидетели очень боялись перейти в категорию обвиняемых, поэтому сначала отказывались давать показания. У нас тут очень легко это все делается. Только суд может запросить данные из ПНД, а они [истцы-полицейские] предоставили эти бумажки, потому что у них есть связи везде, — рассказал Темлянцев. — Они были готовы пойти на любые ухищрения, чтобы скомпрометировать людей, защитить себя, унизив другого, найти компромат на всех или даже их родственников, лишь бы запугать и заставить всех молчать». 

 

Чтобы в дальнейшем обезопасить себя от подобных ситуаций, Павлов и Темлянцев до последнего держали имена своих свидетелей в тайне. 

 

«По всей России ситуация аналогичная. Везде полный беспредел со стороны правоохранительных органов. В 90-ые люди боялись бандитов, а сейчас боятся полицейских в погонах. Рыба гниет с головы. Безнаказанность порождает беспредел. Униженные в юности мальчики приходят в структуры и начинают мстить людям за то, что их раньше унижали», — говорит активист. 

 

Пенсионеры собираются бороться с правоохранительными органами и дальше, пока «все виновные не получат по заслугам». 

 

«Думаю, что озвученные в видеороликах факты — далеко не все, чем могли заниматься борские полицейские в течение не одного десятка лет, — считает Богатинов. — Не удивлюсь, если вскоре на поверхность выплывут еще гораздо более страшные вещи с участием людей в погонах с безупречными характеристиками».

 

«МБХ медиа» отправило запрос в ГУ МВД по Самарской области, чтобы узнать, какие кадровые перестановки последуют после вступления решения суда в силу. На момент публикации текста ответ не был получен.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.