in

В Ингушетии давят на оппозиционный сайт «Фортанга»: двух сотрудников задержали, а ресурс заблокировали

Фото из архива: Илья Давлятчин / Интерпресс / ТАСС

В Ингушетии с 12 июля правоохранительные органы оказывают давление на оппозиционный ресурс «Фортанга»: задержали журналиста Рашида Майсигова и активистку Зарифу Саутиеву, замещавшую главного редактора Изабеллу Евлоеву, а сайт — заблокировал Роскомнадзор. Осенью 2018 года издание активно писало о протестах против договора о границе с Чечней и с тех пор стало «единым информационным каналом протестных сил».

 

Рашид Майсигов

 

Сотрудник «Фортанги» Ахмед Бузуртанов рассказал «МБХ медиа», что журналист Рашид Майсигов в основном писал заметки о разных событиях. «Понимая, что связь с “Фортангой” чревата тяжелыми последствиями, он не афишировал свою деятельность», — рассказывает Ахмед. Майсигову поступали угрозы и-за его работы. Примерно месяц назад он прекратил карьеру журналиста. 

Его задержали утром 12 июля. В дом Рашида ворвались люди в масках, надели на него наручники и провели обыск. Мать Рашида Фердовс Майсигова рассказала, что во время следственных действий один из правоохранителей достал прозрачный пакет с неким белым веществом, которого до этого в доме не было. Обыск проходил до тех пор, пока один из силовиков таким же образом не «нашел» на журнальном столике стопку бумаг, которых до обыска там не было. По словам Фердовс, позже выяснилось, что среди бумаг было несколько листовок «экстремистского оттенка с призывами присоединиться к Грузии». 

После задержания о местонахождении Рашида ничего не было известно сутки. Адвокат журналиста Магомед Аушев рассказал, что его подзащитного увезли оперативники УФСБ по республике и он не мог его найти. 13 июля Фердовс Майсигова сообщила «МБХ медиа», что в итоге Рашида нашли в ИВС Назрани. 

«Я сначала не хотела об этом распространяться, думала, что они ошиблись и сейчас исправятся. Но сейчас буду кричать об этом на весь мир. У нас два оружия осталось — молитва и огласка», — рассказала она.

Адвокат Магомед Аушев рассказал «МБХ медиа», что Майсигова пытали в отделении полиции. Журналиста подозревают по части 2 статьи 228 УК РФ — хранение наркотиков в особо крупном размере. 

«Рашид мне сказал, что сразу после задержания сотрудники полиции его пытали — что-то к ушам привязывали, били током, хотели, чтоб он признал вину. Никаких других подробностей я не успел выяснить, к сожалению. Рашид ничего, конечно, не признал и не признает сейчас», — сообщил Аушев.

Адвокат пояснил, что его подзащитный отказался говорить на основании ст. 51 Конституции России и не даст показаний до предъявления обвинений. 14 июля должен был состояться суд по мере пресечения. В этот день мать журналиста успела только спросить, как он себя чувствует, а адвокат следов пыток не увидел. Но Магасский районный суд продлил журналисту задержание на 72 часа и отложил заседание до вторника.

«Все знают, что мой сын ничего противоправного не делал. Все соседи, все наши друзья это знают. А тут эти люди зачем-то вот так в масках врываются к нам, забирают моего единственного сына, — говорит мать Майсигова Фердовс. — Зачем они так сделали? Что, он скрывался бы где-то, если б ему повестка в суд пришла? Да я бы сама его в суд и отвела».

 

Зарифа Саутиева
Зарифа Саутиева. Фото: fortangaorg / telegram

Политическая активистка, член Ингушского комитета национального единства (ИКНЕ) Зарифа Саутиева, как сказал «МБХ медиа» сотрудник «Фортанги» Ахмед Бузуртанов, замещала главного редактора издания Изабеллу Евлоеву после того, как в адрес семьи журналистки стали поступать угрозы. Саутиева работала замдиректора Мемориального комплекса жертв репрессий, откуда ее сначала уволили, и ей удалось восстановиться через суд, а потом снова уволили и начали давить на коллектив музея. Как считает сама Саутиева, проблемы на работе — наказание за участие в митингах против передачи части земель Ингушетии Чеченской республике. 

Зарифа Саутиева действительно активно участвовала в протестном движении, она одна из женщин, которые протестовали с самого начала. Ее задерживали и штрафовали за участие в несогласованных акциях. Последнее задержание произошло вечером 12 июля. Саутиеву остановили на границе Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, вызвали сотрудников Центра «Э», которые затем доставили ее в отделение в Нальчике, рассказал «МБХ  медиа» адвокат активистки Билан Цуро. По его словам, с женщиной сначала просто беседовали, потом ее пытались допросить как свидетеля — без адвоката, лишая тем самым права на защиту. После этого составили протокол задержания как подозреваемой по ч. 3 ст. 33 и ч. 2. Ст. 318 УК РФ — организация применения насилия к представителям власти.

«Конечно же, это связано с ее политической активностью, все это здесь понимают. Это первая женщина, которая была арестована. В ее адрес было высказано много негатива от троллей, основная риторика: “Это не женское дело”, “Место женщины на кухне”, “Как она посмела что-то выкрикивать?” и так далее. И вот довели до того, что ее арестовали, — говорит адвокат. — Я считаю, что это дело связано и с дискриминацией Зарифы как женщины, потому что в глазах многих людей женщина не имеет права заниматься политической активностью, эту риторику использовали ее оппоненты из администрации».

В ночь с 12 на 13 июля Зарифу поместили в ИВС, следственные действия начали в 9 утра следующего дня, но Билана Цуро к ней не допустили под предлогом, что ее еще не доставили. Ближе к 12 начался краткий допрос Саутиевой, на котором она попросила поговорить со своим адвокатом в условиях конфиденциальности, которые, по словам адвокатам, в Центре «Э» обеспечить нельзя.

«Допрос был прерван, но вместо того, чтобы направить ее в ИВС, где мы могли бы пообщаться, следователь вышел с ходатайством об аресте: ее сразу же привезли в суд и назначили заседание, — горит Цуро. — У защиты не было даже минуты, чтобы подготовиться к аресту. в рекордные сроки сделали. Но суд прислушался к нашим доводам и отложил заседание на понедельник. Мы надеемся, что в отношения Зарифы не выберут меру пресечения в виде заключения под стражу». 

 

«Фортанга» vs. Роскомнадзор

О том, что сайт «Фортанги» Fortanga.org заблокировал Роскомнадзор, стало известно 14 июля. Как следует из реестра запрещенных сайтов, сайт был заблокирован по решению Батайского городского суда Ростовской области от 29 ноября 2013 года, тогда как само издание было запущено в 2018 году, о чем «МБХ медиа» рассказала главред издания Изабелла Евлоева. Согласно решению суда по делу 2−2933/2013, речь шла о странице во «ВКонтакте», на которой были обнаружены экстремистские материалы (часть 1 статьи 282 УК РФ). Ограничить доступ к станице требовал прокурор Батайска.

При этом из самого решения изъяты данные о том, адрес какой страницы подлежит блокировке. 

Как сообщил «МБХ медиа» сотрудник «Фортанги» Ахмед Бузуртанов, каких-либо официальных или неофициальных уведомлений о наличии на ресурсах сайта публикаций, содержащих запрещенные законом материалов, не поступало — ни в адрес единого координационного органа протестных сил в Ингушетии, ИКНЕ, ни в адрес журналистов и активистов сотрудничавших с ресурсом.

«Это прямое продолжение преследования всех, кто связан с активными протестными силами в Ингушетии. Завершив первый этап физической изоляции всех, кто, на их взгляд, мог поддерживать жизнь единого информационного канала протестных сил, власти так же бесцеремонно, просто заблокировали работу сайта на территории России. В остальной части мира сайт доступен по прежнему адресу».

 

В редакции пообещали, что блокировка не станет преградой для информирования читателей, к тому же издание активно ведет социальные сети: телеграм, инстраграм и фейсбук.

Позже редакция сообщила, что причина, по которой сайт заблокировали — комментарий читателя «Фортанги» во «Вконтакте».

«Мы удалили этот комментарий и направили в Роскомнадзор уведомление об этом для исключения сайта из реестра», — говорится в сообщении редакции. Но по состоянию на 19 часов 14 июля Fortanga.org все еще не доступен.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.