30 мая в Иркутске открылась выставка «Мемориал погибшим домам»: это 50 крестов, символизирующих утрату того или иного памятника архитектуры. На каждом кресте висит табличка, где указано, какому историческому зданию он посвящен, когда оно построено и что с ним произошло. Выставка продлится до конца лета, ее организаторы надеются, что она сможет привлечь внимание горожан к проблеме сохранения культурного наследия, и в дальнейшем город перестанет терять архитектурные памятники один за другим.
Историк Алексей Петров, член правления фонда «Наследие», организовавшего выставку, рассказал «МБХ медиа» о «кладбище домов», и о том, что нужно сделать, чтобы количество «могил» не увеличивалось.
Об эффекте от выставки
— Мы решили сделать так, чтобы эта выставка была наиболее доступна для горожан. Любой прохожий, который идет по улице, может увидеть это маленькое «кладбище», остановиться, заинтересоваться, подойти и посмотреть, что все это значит.
Сейчас мы еще собираемся издать большой каталог, куда будут включены все утерянные памятники архитектуры, о которых нам хоть что-нибудь известно. Каталог будет издан большим тиражом в середине июня, и мы подарим его всем городским библиотекам, школам, краеведческим музеям и другим культурным учреждениям.
Задача «Мемориала погибшим домам» — в первую очередь, привлечь внимание к проблеме. Когда это произойдет, люди всерьез заинтересуются, тогда уже можно обсуждать, как ее решать.
Я вчера нарочно задержался на выставке уже после ее торжественного открытия и видел, как довольно много горожан подходили, очень внимательно читали таблички. Надеюсь, что многие понимают, что сохранение культурного наследия — это не какая-то теоретическая задача, а вполне реальная и очень актуальная проблема города.
О потерях Иркутска
— На выставке представлены 50 утерянных зданий. Причем лишь 10 из них были снесены или сгорели в советское время и в 90-е. Остальные 40 — утраты последних 10 лет. Это много говорит о том, как мы относимся к культурному наследию сегодня, и пугает.
Мы выбрали 50 домов, потому что по ним имеются самые подробные исторические справки, которые нам удалось собрать. На самом деле, количество утерянных памятников в разы больше. С 2010-го года из реестра объектов культурного наследия выведены как минимум 200 домов.
Это позволило какие-то из этих зданий снести, какие-то перестроить, другие лишились важных элементов, вроде исторических наличников, некоторые заделали сайдингом, как у нас принято сейчас. А за каждым этим домом стоит целая история.
О начале градозащитного движения в Иркутске
— Самый ранний исчезнувший памятник из представленных на нашей выставке, — так называемый «горбатый дом», принадлежавший иркутской купчихе Марии Николаевне Котельниковой. Он был снесен летом 1960-го года, и это был первый случай, когда в Иркутске было создано общественное движение в защиту деревянного дома. Тогда объединились и научная общественность, и культурологи, и обычные люди, понимавшие ценность дома.
То есть, я хочу подчеркнуть важность того, что еще 60 лет назад появились люди, которым не наплевать на культурное наследие, и которые готовы за него бороться. Отстоять дом не удалось — в один из дней люди проснулись утром, а его попросту уже нет. Но начало градозащитному движению было положено.
О способах сохранения наследия
— Фонд «Наследие» создан лишь в 2018 году. До этого в городе почти никто не занимался системной градозащитной деятельностью. У нас есть пул юристов, которые ходят в суды и пытаются там отстаивать дома, которым угрожает снос. Последний наш успех — мы выиграли суд по громкому делу дома врача Рассушина. Служба по охране объектов культурного наследия отобрала у него охранный статус, а нам в суде удалось доказать его ценность, и дом вернули в реестр.
Это, на самом деле, первая такая крупная победа для нас. Я надеюсь, что эта история станет прецедентом, который покажет региональным органам управления, а, возможно, и федеральным, что суд не всегда на их стороне, и они будут действовать более разумно.
Мы, в свою очередь, будем рассказывать людям о важности сохранения памятников архитектуры и в судах отстаивать их ценность, продолжать, по сути, начатое еще 60 лет назад нашими предками дело.