В мордовском селе Старое Шайгово на примерно пять тысяч человек населения одна районная больница. В феврале медперсонал уведомили о будущих сокращениях, в марте закрыли новенькое отделение и уволили сотрудников пенсионного возраста, а паллиативное объединили с дневным стационаром. Сотрудники, пациенты и глава района рассказали «МБХ медиа», что происходит с больницей и почему пациентов с аппендицитом везут в Саранск — за 60 километров.
Елизавета Новикова проработала санитаркой в хирургическом отделении Старошайговской районной больницы 12 лет. На свою зарплату в 21 тысячу рублей и 13 тысяч рублей мужа, который работает завхозом в спортивном центре, воспитывает пятерых детей: 19, 16, 15, 9 и 5 лет, ухаживает за матерью-инвалидом. «Представьте, старшая, первокурсница, снимает квартиру в Саранске: надо отдать за квартиру, заплатить за садик для младшей, это 1-2 тысячи, еще три школьника… ».
В конце февраля медсестер и санитарок собрала главный врач Татьяна Шишканова и предупредила об увольнениях: сотрудникам пенсионного возраста придется написать заявление по собственному желанию, а те, у кого небольшой стаж, будут уволены по сокращению. Объясняли новую кадровую политику оптимизацией, рассказывает Елизавета. Так, около 50 человек ушли 1 марта, причем, по словам санитарки, не все из них пенсионеры, кого-то уволили в 51, не дав доработать до пенсии. 20 оставшихся сотрудников проработают до 29 апреля, а потом — на биржу труда.
«Нам уже раздали уведомления. Медсестрам предлагают место, а санитарочкам нет, — рассказывает Новикова. — Мне предложили убираться за полставки в зубном кабинете и за четверть в административном корпусе, зарплата выходит восемь тысяч. Как на эти деньги жить, что делать, не представляю. Я отказалась».
Но сокращают не только сотрудников, рассказывает Елизавета. 1 марта отдельное паллиативное отделение перевели на второй этаж стационара, потеснив хирургию, Новикова считает, что паллиативное отделение после 29 апреля полностью займет этаж. Убрали также палату интенсивной терапии, которая выполняла функции реанимации, закрыли недавно отстроенное новое двухэтажное здание для инфекционного отделения. Сократили количество койко-мест для пациентов стационара: из 25 коек в терапии осталось 12, в детском отделении из пяти осталось две, вместо двух в гинекологии теперь одна, а в хирургии осталась только пятая часть мест.
Слова Елизаветы подтвердила Анна (имя изменено. — «МБХ медиа»), которая сейчас лежит в стационаре с ребенком.
«На одном этаже: хирургия, реанимация, терапия и детское отделения. Дети бегают, старики плачут. Места в палатах есть, а больных не кладут, говорят, что такой приказ и что мест нет. Мой ребенок поступил с пневмонией, об отказе речи не шло, — рассказывает Анна. — Весь район в возмущении, а рот открыть боятся, потому что в основном все муниципальные служащие, или работаешь и молчишь или говоришь и уходишь, такая уж у нас тактика».
Тем не менее 18 марта больше ста человек вышли на митинг в защиту больницы.
За экстренной помощью, по словам санитарки Новиковой, теперь везут в Саранск за 60 километров, это примерно час на машине. Другой вариант — «прокапают и отправляют домой».
«Например, с аппендицитом отвозят в третью горбольницу, четвертую, но они переполнены. Если диагноз не поставлен, везут назад, прокапывают. Был случай, женщина попала с панкреатитом, здесь ее прокапали, отвезли в Саранск, ее не приняли, вернули в Шайгово, снова прокапали, женщину парализовало, отвезли в сосудистое отделение в Саранске, и только тогда ее приняли. Вчера был случай: 28-летний парень с обширным инфарктом, пока скорая туда-сюда мутузила, он умер. Его даже не успели довезти в Саранск».
Елизавета рассказала, что санитарки из хирургии убирали весь этаж: реанимацию, гинекологию, операционные и в пищеблоке, а теперь им поручили еще и скорые. По ее словам, последние три года медперсоналу задерживали зарплаты по два-три месяца. На этой почве у нее произошел конфликт с начальством: ее двоюродная сестра работала в бухгалтерии регионального Минздрава, Новикова жаловалась на задержку зарплат, на следующий день всем поступали деньги.
После 29 апреля останется несколько медсестер на пониженных ставках, из санитарок — четыре из паллиативного отделения, врачей сокращения не коснулись.
«Раньше я в отпуск ездила работать в Саранск фасовщицей, уборщицей, в Шайгове в пекарне работала. Мне предлагали поехать в Москву работать консьержкой. Мать сначала согласилась, а потом сказала, что сама я буду в Москве, а сердцем дома, семья останется одна, а матери либо в дом престарелых, либо умирать. Я заплакала и никуда не поехала. Я очень надеюсь остаться работать в районе, не могу оставить детей и мать, муж не справится».
Глава Старошайговского муниципального района Геннадий Мухин рассказал «МБХ медиа», что поликлиника работает в обыкновенном режиме и что никого не увольняют.
«Никого пока не сократили, а если и коснется, то тех, кому под 70 лет. Сидят, хоть и с большим опытом, — говорит Мухин. Ему, к слову, самому 60 лет. — Пока никакого сокращения нет, а что внутри больницы — она работает, никаких проблем не будет, больницу никто не закроет. Если что, мы в первых рядах будем стоять, отстаивать. Это только разговоры. Инфекционного отделения в районе не было и нет давно. Действительно, у нас просто супер хорошее новое отделение, сейчас все занимаются вопросом, как его использовать, будут рабочие места. Реанимация была и есть. Ее захочешь, не закроешь, потому что через нас проходит федеральная трасса, много проблем на трассе случается».
По словам главы района, основная проблема — убыль населения, а местные жители зря беспокоятся.
«Я считаю, кто-то просто поднял шум, а у нас на сегодняшний день есть все: стационар работает круглосуточно, практически в каждом селе работают ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты. — «МБХ медиа»). Я не вижу проблем. Другое дело — кто-то внушает, что мы постоянно должны в больнице лежать. Но больница должна лечить, а чтобы лежать, езжайте в санаторий. Эти волнения бы направить на увеличение рождаемости, у нас ведь населения становится меньше, надо строить жилье, привлекать молодежь, у нас район сельскохозяйственный, зарплаты хорошие, только приходи и работай».
По информации главы района, врачи в больнице зарабатывают 43 тысячи рублей в месяц, а санитарки, как Елизавета Новикова, 26. Главврач Татьяна Шишканова не предоставила «МБХ медиа» оперативный комментарий об оптимизации в больнице.