in

«Власть ассоциирует себя с палачами»: как в Тамбове не согласовывают акцию «Возвращение имен»

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

По всей России 29 октября пройдет ежегодная акция «Возвращение имен». Как рассказала «МБХ медиа» куратор программ «Международного Мемориала» Александра Поливанова, чаще всего власти не мешают людям вспоминать имена репрессированных. Единственное исключение — Тамбов. Там уже который год подряд чиновники сопротивляются акции. В этот раз администрация предложила участникам поехать на окраину города, в местный гайд-парк — Рассказовский сквер.

 

Ежегодные запреты

Всероссийскую акцию «Возвращение имен», которая проходит ежегодно в канун дня памяти жертв государственных репрессий, в Тамбове начали проводить только с 2016 года. До этого местные представители общества «Мемориал» собирались 30 октября в сквере на Первомайской площади, недалеко от здания УМВД, где в 1930-е годы содержались и расстреливались политзаключенные. Там собирались пять-десять человек, просто общались друг с другом и расходились.

 

«В 2016 году молодое поколение решило изменить формат и провести чтение списка репрессированных, но местные власти отказали в согласовании, сославшись на то, что там же будет проходить митинг казаков. Его, как оказалось потом, не было, да и сами казаки ничего про него не знали», — рассказал «МБХ медиа» участник акции «Возвращение имен» в Тамбове с 2016 года Сергей Степанов. С тех пор в акции участвовали уже десятки человек.

Тогда акцию провели у памятника Тамбовскому крестьянину в сквере Сочи, который на тот момент был гайд-парком. В 2017 году имена репрессированных вспоминали там же. Сергей сказал, что это единственный год, когда с согласованием акции не было проблем. 

А в 2018 году отказали в согласовании уже и у Тамбовского мужика, активистов послали в Рассказовский сквер, который, по словам организаторов, неудобен для посещения и никак не связан с темой акции. «Тогда с трудом через шум в СМИ удалось согласовать «Возвращение имен» у закладного камня памятника Участникам крестьянского восстания, который стоит на месте расстрелов 1920-21 годов», — сказал Степанов. В тот год вспоминать имена репрессированных пришло не так много человек — из-за проблем с согласованием активисты не могли нормально рекламировать акцию.

Акция «Возвращение имен» в Тамбове, 2016 год. Фото: onlinetambov.ru
«Мифические» мероприятия

В этом году активисты подали заявки на две площадки: у Тамбовского мужика и закладного камня памятника Участникам крестьянского восстания. Но, по словам Сергея, получили отказ: «Администрация отказала в согласовании — якобы все эти площадки уже заняты. Ссылаются на какие-то «мифические» мероприятия в тех же местах».

 

«Каждый год такое происходит, нам отказывают по причине того, что место уже занято. Но ранее хоть какую-то приемлемую площадку удавалось согласовывать. Сейчас просто глухой отказ. Нас посылают в Рассказовский сквер на окраине города, туда не ходят автобусы, там нет освещения. На акцию к нам приходят традиционно дети репрессированных, они уже очень старенькие. Они туда просто не доберутся. Большинство и просто не знают о существовании такого сквера и его нахождении», — рассказала «МБХ медиа» член оргкомитета акции Диана Рудакова.

 

Более того, Рассказовский сквер — это гайд-парк. Если бы активисты хотели провести акцию там, то уведомлять власти было бы не нужно.

 

Позже, 26 октября, организаторы предложили администрации Тамбова еще одну площадку для проведения акции — Первомайский сквер. Пока ответа от чиновников они не получили.

 

В случае, если «Возвращение имен» так и не согласуют, активисты проведут одиночные пикеты, рассказал Сергей: «Если откажут на Первомайской площади, а они скорее всего откажут, планируем отказаться от согласования и провести акцию в форме серии одиночных пикетов, тем более это примерно так и происходит».

 

Рудакова связывает отказ в согласовании с тем, что тамбовские власти не ассоциируют себя с жертвами репрессий: «Они себя скорее всего ассоциируют не с жертвами, не сочувствуют ни им, ни их родственникам, а с “палачами”, которые сажали, вели эти суды, писали доносы».

 

«По моей версии, принято решение любыми способами не допускать никаких публичных акций, если их организуют не местные власти, а общественники. Местные активисты ничего согласовать не могут — всех в гайд-парк посылают, который на отшибе и туда только специально надо идти и то прямую дорогу часто перекрывают тракторами. Баптистам три года уже не дают крещение провести на реке. Даже КПРФ уже ничего не согласовывают», — сказал Степанов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.