Село Тулиновка всегда считалось одним из самых благоустроенных в Тамбовской области. Красивая природа, близость к областному центру (всего 30 километров), плюс особняк бывшего губернатора Олега Бетина, правившего регионом более пятнадцати лет. Бетин был гарантом благополучия села. Дорогу от Тамбова до Тулиновки и сейчас считают лучшей в области. В 2005 году на съемки фильма сюда приезжал французский актер Пьер Ришар, а в 2010 в Тулиновку не постеснялись привезти и Владимира Путина, находившегося на тот момент в должности премьер-министра.
Однако в 2015 году губернатор в регионе сменился, и про Тулиновку стали понемногу забывать. Но не все. Село попало в сферу интересов РПЦ. В конце 2016 года местная епархия направила новому главе области Александру Никитину письмо с просьбой передать ей в собственность здание келейного корпуса Тулиновского Софийского женского монастыря. Его возвели во второй половине XIX века, но после революции закрыли. В декабре 2017 губернатор Никитин подписал постановление о передаче епархии игуменского дома и келейного корпуса, ранее использовавшегося как жилой дом.
Прошло полгода, и между церковниками и местными жителями произошел первый конфликт. Епархия принялась огораживать свои новые территории забором, попутно захватив берег реки и автостоянку. Забор возводили никому неизвестные в селе люди, которые представились добровольцами, решившими помочь церкви в свободное от работы время. Одного из таких нежданных «волонтеров» заснял местный житель Владимир Матайс.
— Средь бела дня приехала бригада, которая начала все рушить, сносить асфальт и переносить ограждения на территорию дороги и стоянки, — рассказал «МБХ медиа» еще один житель Тулиновки Анатолий Щербань. — Люди были возмущены и стали обращаться во все инстанции. Было проведено несколько собраний, на которых власти убеждали нас, что данная территория является монастырским комплексом и входит в охранную зону.
Помимо автостоянки, которой пользовались обычные жители села, во владение епархии также ушла часть берега реки Мошляйки, а это охраняемый памятник природы. Теперь там тоже забор.
— Раньше здесь и рыбаки были, и просто отдыхающие, — вспоминает местный житель Михаил Артеменко. – Люди купались, загорали! А сейчас церковь решила поставить в этом месте забор, хотя не имеет на это никакого права. По Водному кодексу и Постановлению администрации области, водоохранная зона установлена в 50 метрах от уреза воды, а они же поставили свой забор вплотную к реке.
Но худшее ждало тулиновцев впереди. Вскоре они узнали, что Тамбовская епархия нацелилась на территорию местной больницы, расположенной через дорогу от монастыря. Якобы до революции эта земля также принадлежала церкви. Однако местный краевед Людмила Мусатова уверяет, что это не так. По ее словам, на месте больницы раньше находился постоялый двор, в котором фабрикант Тулинов (в честь которого и названо село) позволил тогда поселиться местному священнику. Церкви эта территория никогда не принадлежала.
Тем не менее, региональные власти встали на сторону епархии. Вице-губернатор Тамбовской области по социальной политике Наталья Астафьева на встрече с жителями публично заявила, что несколько зданий больницы будут переданы РПЦ. Причем безвозмездно.
— Ваша больница не соответствует никаким требованиям, — сказала Астафьева. — Со временем мы эти корпуса все равно церкви отдадим. Они вам не нужны.
Слова вице-губернатора региона вызвали возмущение у тулиновцев. Люди считают, что больницу нужно отремонтировать и оставить не прежнем месте. Власти же планируют открыть вместо нее небольшой ФАП.
— Слова Астафьевой о том, что эта больница нам не нужна — стали для нас оскорбительными, — рассказывает Анатолий Щербань. — Мы собрали 951 подпись (всего в селе проживает 2600 человек), но все упирается в то, что областные власти категорически против и не хотят нас слышать.
По словам жителей Тулиновки, главную ценность для епархии представляют не столько корпуса больницы, сколько земля, на которой они расположены. Церковники планируют построить здесь гостиницу для паломников с видом на монастырь, который администрация Тамбовского района в 2018 году включила в туристический маршрут для верующих.
— Спросите у людей, что для них важнее: монастырский комплекс или больница? Конечно же, больница, – рассказывает «МБХ Медиа» Михаил Артеменко. – Все население Тулиновки за то, чтобы она осталась на старом месте. Отремонтируйте ее или постройте новую на той же территории, но не переносите. Она находится в административно-сложившемся центре села. Где находится все: магазины, аптека и так далее. Но администрация у нас непонятно почему продавливает интересы церкви. Такая вот у них дружная спайка, хотя церковь по закону отделена от государства. Значит, у них здесь есть какой-то корыстный коммерческий интерес, который противоречит интересам жителей Тулиновки. Еще раз хочу подчеркнуть: для нас жизненно важна больница, а не церковь. Сегодня как раз выясняли вопрос, сколько людей у нас в селе ходит в церковь. Оказалось, что меньше десяти человек. На службу в среднем приходит по три-пять прихожан. Поэтому вопрос: для кого власти восстанавливают этот комплекс? Если он представляет архитектурную ценность, то пусть стоит. Мы не против. Но не надо его расширять за счет интересов населения. У людей забирают муниципальную собственность, которая принадлежит всем жителям Тулиновки и отдают ее безвозмездно. То есть наносят ущерб каждому жителю муниципалитета.
На местный сельсовет у людей также нет никакой надежды. Никто из тулиновских властей не предпринял никаких действий, чтобы хоть как-то помочь селянам.
— Когда было собрание, никто из сельсовета не выступил и не поддержал требования народа, — рассказал «МБХ Медиа» местный житель Анатолий Изотов. — Наш депутат сидел, нагнув голову в стол. Они хотят нам построить ФАП на трех сотках, по-русски сказать – картонный домик. При этом есть здание, которое уже сто лет нормально стоит и еще столько же простоит. Его нужно просто отремонтировать: убрать крышу, заменить пол.
— У нас несколько больничных корпусов, пока в одном будут принимать пациентов, другой можно отремонтировать или же снести, а на его месте построить новый, — говорит «МБХ медиа» местная жительница Валентина Забавникова. — Раньше в нашей больнице даже ночной стационар был, теперь же только дневной. Сюда ведь не только тулиновцы ходят. Больница важна и для жителей близлежащих сел.
— Конечно же, в идеале мы хотим полноценную больницу, которая у нас когда-то была, — продолжает Валентина Борисовна. — Сейчас же нам приходится ездить за 50 километров. Причем даже не в Тамбов. Мы приписаны к поселку Строитель. Я, например, сердечница. Мне часто надо бывать в больнице. Своей машины у меня нет. Поэтому приходится ехать сначала до Тамбова, там делать пересадку и дальше в Строитель. На дорогу в один конец уходит по полтора часа. Представьте, каково нашим инвалидам, пенсионерам, мамам с детьми? Хорошо когда машина есть. А когда ее нет? Они и так уже «оптимизировали» нашу больницу, сейчас там лишь один врач работает. Но хотя бы койки есть, стационар. А теперь они хотят все сократить до маленького домика. Они уже и землю для него подобрали. Вот здесь.
— А хотите мы вам наш «Парк Победы» покажем? – с энтузиазмом предлагают тулиновцы. – Он как раз рядом с будущим ФАПом. Вот, полюбуйтесь на то, как у нас бюджетные деньги осваиваются.
Тулиновский «Парк Победы» представляет из себя жалкий клочок земли, огороженный металлической оградой.
— Несмотря на то, что зданию нашей больницы уже сто лет, мы все считаем, что его вполне реально отремонтировать, — говорит Валентина Забавникова. — Посмотрите на стены, они в хорошем состоянии. Тогда умели строить. Не то что сейчас. Вот, например, наша школа, которую открыли в 2010 году к приезду Путина. Ее Шамояны строили (Джамал Шамоян — лидер курдской общины Тамбовской области, криминальный авторитет, экс-депутат «Единой России», ныне находится в федеральном розыске “МБХ медиа”.). Так она почти сразу разрушаться начала. Везде трещины. Что снаружи, что внутри. Штукатурка падает прямо на крыльцо с центральным входом, детям на голову!
В Тулиновке многие считают, что идею передать территорию больницы церкви активно лоббирует председатель Тамбовского района Алексей Бородин. Тот самый, что внес село в туристический маршрут для паломников. При этом никто не сомневается, что ни сам чиновник, ни кто-либо из членов его семьи не будет пользоваться услугами местного ФАПа. У «единоросса» Бородина вид на жительство в Чехии и квартира в Карловых Варах. В конце прошлого года он вместе с заместителем председателя тамбовской Облдумы Ириной Тен приехали успокаивать тулиновцев, но были встречены ими в штыки. На собрании присутствовали также представители тамбовского штаба Алексея Навального, которые вели видеосъемку. Бородин хотел прекратить ее, однако за «навальнистов» вступились местные жители.
— Тамбовские чиновники не привыкли к публичности. Поэтому когда Бородин увидел камеру – он занервничал, — рассказал «МБХ медиа» помощник координатора штаба Игорь Сливин, вступивший в перепалку с Бородиным. – Он понял, что теперь за каждое сказанное им слово придется в будущем отвечать перед населением. Ведь чего проще — наобещать с три короба, а потом сказать, что ничего не было. А теперь Бородину придется не только красоваться на публике, но и исполнить все, что он обещал жителям Тулиновки. Что касается людей в селе, то настроение у них боевое. Их уже не устраивает позиция стороннего наблюдателя, с мнением которого не считаются.
Один из участников тулиновской инициативной группы Анатолий Щербань говорит, что жители будут отстаивать больницу до конца.
— Нам все равно, кем являются люди, которые готовы нам помочь. На встрече в конце 2019 года присутствовали и коммунисты, и либералы. От Ходорковского они или от Навального – не важно. Если люди нам помогают, значит — они на нашей стороне. Власти же нас банально не слышат. Мы обращались во все возможные инстанции: администрацию президента, в РПЦ к патриарху Кириллу, в прокуратуру, в «Единую Россию», в КПРФ, к уполномоченному представителю президента Маркину. Но пока никаких решений по нашему вопросу не происходит. Тем не менее, вы все хотим сказать, что Тулиновка – это наше село, это наша земля, и мы будем бороться за эту землю до конца.