in

«Волгоград против Царицына»: почему губернатор поддержал предложение жителей сносить исторические здания

Вид на площадь Ленина в Волгограде. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

К губернатору Волгоградской области Андрею Бочарову во время поездки по городу обратились трое горожанок с просьбой снести заброшенное дореволюционное здание из-за того, что рядом с ним расположена детская площадка. Губернатор их поддержал. Более того, он посетовал на отсутствие возможности сносить остальные, так как сохранение исторических памятников — вопрос федерального уровня. Местные жители рассказали «МБХ медиа», почему горожане и губернатор не ценят историческую архитектуру.

 

 

Валерий Котельников
Валерий Котельников, председатель регионального отделения общества охраны памятников истории и культуры 
Как опустел дом

Это здание больше десяти лет пустует. Там жили люди, потом их расселили. Все, что можно, оттуда вытащили и теперь оно ветшает с каждым годом. Что делать с этим зданием, они не знают. А не знают, потому что не спрашивают у тех, кто знает.

Про попытки решать на местах

 Попытки перевести решения по историческому наследию на региональный уровень были и раньше. Но, слава богу, министерство культуры всегда эти попытки пресекало, потому что есть понимание, что культурное наследие — это достояние всей страны, а не какого-то отдельного региона. Кстати, в законе так и сказано — «памятники народов Российской Федерации». Если передать эти полномочия регионалам, то везде будет превалировать местечковый интерес перед общегосударственным. 

Город после Сталинградской битвы

Исторические здания в Волгограде имеют особенную ценность, потому что история Волгограда началась не со Сталинградской битвы. На весь город сохранилось всего 150 “царицынских» зданий. Это одно здание на 6 квадратных километров города. То есть они встречаются довольно редко и располагаются группами. Конечно, по сравнению с другими российскими старыми городами в Волгограде исторических зданий очень мало. Вдобавок многие уцелевшие после войны здания были снесены во время реконструкции города при Сталине. 

Надо приложить старание, найти инвестора, предложить хорошие условия для аренды и продажи — как это делается в других регионах. Почему у нас это не должно получаться? В Томске, например, пошли путем снижения ставки за аренду, землю, имущество. Это нужно обсуждать, а не принимать какие-то волевые решения. 

Губернатор и историческое наследие

Губернатор не ценит исторические здания, наверное, потому что он не искусствовед. Много еще зависит окружения губернатора и взглядов этого окружения. Некому рассказать, как это может быть и как это должно быть. Наш регион единственный, где Общество охраны памятников истории и культуры не представлено в общественном совете по сохранению культурного наследия. Я бы рад был бы что-нибудь рассказать. Но где? Только в социальных сетях. Ну и слава богу, что пресса нас поддерживает. 

Фрагмент исторического здания, которое предложили снести губернатору. Фото: Яндекс карты
Почему жительницы хотят сноса

 Это обычные женщины, которые ничего не объяснили. Но если бы это здание было в порядке, то от них подобных вопросов не было бы. Местные жители возмущаются, почему в исторических зданиях развели бомжатник. Их возмущает бездействие властей.

 

 

Сергей Карпов
Сергей Карпов, фотограф
Город без общей идентичности

Волгоград — это выжженная земля, там почти ничего нет. По статусу это город-миллионник, а по факту — конгломерат населенных пунктов, разделенных трассой. Поэтому то, что происходит в одном конце Волгограда, в другом конце даже не екается. Культурная идентичность горожанина размывается. Она разная во всех частях города. То, что города довоенного почти не существует, в идентичности горожанина отражается. 

Провинциальный русский дискурс

Мы не можем гиперкритично относиться к заявлению мамаши, которой, возможно, по-настоящему мешает это заброшенное здание. Но тут возникает вопрос отношения к прошлому и культурному и историческому наследию. Меня позиции такая губернатора категорически не устраивает, потому что Волгограду не 75 лет, а 430 лет. Куда мы дели другие годы?

Я снимал фильм про город, говорил с жителями. Был виден вполне конкретный провинциальный русский дискурс. Половина молодых хочет свалить, другая часть растеряна и не знает, что делать.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.