in

«Я прошу только, чтоб с меня не драли последнюю шкуру». Белгородского реставратора вынуждают продать коллекцию редчайших военных авто

Юрий Пономаренко. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа

 

Житель Белгорода за свой счет покупает оружие времен Второй мировой войны, старую военную технику, восстанавливает раритетные авто и мотоциклы. Чиновники с удовольствием приглашают реставратора на различные патриотические мероприятия, где он бесплатно показывает свою коллекцию, и одновременно требуют от активиста большие суммы за аренду участков в гаражном кооперативе, где белгородец хранит редкие экземпляры. 

Белгородец Юрий Пономаренко много лет коллекционирует и реставрирует технику времен Второй мировой войны, в том числе и трофейную, а также собирает раритетное оружие. Автопарк реставратора насчитывает 18 единиц. Часть автомобилей и мотоциклов активист восстановил и выезжает на них в центр города в День Победы, а также 22 июня – в День начала Великой Отечественной войны, и 5 августа – в День освобождения Белгорода от фашистских захватчиков. На патриотических акциях все желающие могут бесплатно сфотографироваться за рулем экспонатов из частной коллекции. 

Технику и оружие Юрий Васильевич с удовольствием показывает тележурналистам, снимающим документальные фильмы о войне. Активист переодевается в военную форму и позирует на фоне машин, отреставрированных его умелыми руками. Юрий Пономаренко также участвует в исторических реконструкциях и считает своим гражданским долгом сохранить историческое наследие, внести вклад в изучение военной истории Белгородчины и воспитать будущее поколение в духе патриотизма. Вот только местные власти, по мнению активиста, делают всё, чтобы он избавился от коллекции. 

 

Арендная плата выросла благодаря «Единой России»

Автомобили и мотоциклы, в числе которых есть ГАЗ 67б (1943 года выпуска), ЗИС-5 (1942 года выпуска), М-1 (1937 года выпуска), мотоцикл М-72, автомобили вермахта: Опель (1935 года выпуска), Хейниц (1937 года выпуска), Опель «Виллис», Юрий Пономаренко хранит в гаражах. Строения удалось приватизировать, а вот земля под гаражами осталась муниципальной. 

Этот вопрос не беспокоил автомобилистов до тех пор, пока в 2015-м арендная плата за землю не выросла в разы. Юрий Пономаренко заявил, что из-за депутатов белгородского горсовета, принявших большинством голосов решение об увеличении коэффициента в 4,7 раза (с 1,5% до 7,16%) , он должен был платить за каждый гараж около восьми тысяч рублей в год. А у него их целых восемь! Большинство в белгородском горсовете составляют члены «Единой России», что позволят им принимать решения, на которые не могут повлиять малочисленные представители оппозиции. 

Затем прокуратура признала плату экономически необоснованной. Заместитель прокурора области подал иск в суд с требованием признать недействующими нормативные акты, устанавливающие эти коэффициенты. Депутаты горсовета после вмешательства прокуратуры снизили корректирующий коэффициент в полтора раза – до 4,4%.  В 2018 году депутаты еще немного понизили коэффициент, до 4,25%, но так и не вернули прежние 1,5%. Соседи Юрия Пономаренко рассказали корреспонденту «МБХ медиа», что пытаются через суд доказать незаконность взимания столь высокой, по их мнению, арендной платы, но пока что им не удалось вернуть прежний размер коэффициента. Сам же реставратор решил объявить «забастовку» – перестал платить аренду, но в суд не пошел, потому как не в состоянии платить еще и за услуги юриста.  

 

Последнюю шкуру за патриотизм

— Сейчас мне начисляют около 4,5 тысяч рублей в год за каждый из восьми гаражей. Плюс я еще должен около 200 тысяч по старым ценам, когда коэффициент был выше. Я трачу и на покупку техники, и на ее реставрацию, и на текущий ремонт, и на бензин. Реставрацией я занимаюсь с 1996 года, а с 2006-го я начал показывать их городу: это всё безвозмездно. Я сам начал показывать, а потом управление культуры города стало меня приглашать на разные мероприятия: «Юрий Васильевич, мы с вами дружим, покажите что-то новенькое». И каждый год я стараюсь что-то новенькое показать. Сейчас реставрирую полевую кухню образца 1915 года. О ней мне сообщили ребята из Санкт-Петербурга. Она стояла в лесу, где погибла власовская армия. Я быстренько выехал. Она была на конных колесах, одно колесо уже развалилась. Мы ее на снегоходе волоком вытащили на трассу Санкт-Петербург — Москва. Она была изрекошечена пулями, снарядами, а сейчас она пригодна для использования. Я прошу только, чтоб они тоже с меня не драли последнюю шкуру! Вот стоит машина, и за это с меня снимают последние деньги! – жалуется Юрий Пономаренко. 

Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа

В коллекции Юрия Васильевича есть ГАЗ М-1, который называют «Эмкой» — первый серийный выпуск советского авто. Его собирали на заводе во время Великой Отечественной войны, а теперь он единственный в Белгородской области. 

— Собирал по частям, потому что крылья купить очень дорого. Их в Америке еще собирают. 160 тысяч по нынешнему курсу. Приходится делать всё своими руками. Эмблемка с крылышками будет стоит 35 тысяч. Я не могу себе позволить купить оригинальную, покупаю новодельную, но тоже денег очень много уходит. По профессии я инженер-механик, я каждой железке найду применение. Покупаю на пунктах сбора металлолома материал и делаю. Я сам и сварщик и крашу сам! Одна фара стоит 10 тысяч, а еще сюда оптику надо и кронштейн! Одна баночка шпаклевки стоит тысячу рублей, а их надо на машину целых пятьдесят! – рассказывает коллекционер.

Пономаренко не считал, сколько денег уже потратил на свою коллекцию, но явно немало, учитывая, что даже гнилая машина стоит не меньше 25 тысяч рублей. И нужно не просто отреставрировать ее, но и сделать так, чтобы она ожила – была на ходу. Сейчас он как раз оживляет ГАЗ М-1.

— На такой машине и Чкалов ездил, и Стаханов, и все министры, и Жуков ездил. И я хотел бабушек и дедушек, которые знают и помнят, покатать на этой машине. Ностальгия у людей же осталась, да еще же под музыку, под песни 30-х годов. Я бы давно ее сделал, но всё деньги, — говорит Пономаренко.

Недавно он купил для автомобиля двигатель, на ремонт которого нужно потратить 200 тысяч. Юрий Васильевич пытается сделать все сам — собрать из старого по кусочкам, потому что это для него слишком большие деньги.

— Я бы это всё делал, если бы городские власти не мешали! И если бы арендная плата соответствовала самой земле, но они оценили ее как в центре, в элитном районе, но это же санитарная зона! Здесь, посмотрите, поезда идут и все гаражи в трещинах. Поезд идет, и у меня всё подпрыгивает! Я был в комитете имущественных и земельных отношений администрации Белгорода, мне сказали: «У вас такая дорогая техника, вы же такой богатый! Если не можете содержать, подарите ее городу! Я звонил бывшему главе города Полежаеву и сказал: «Техника не нужна городу? Я же один такой в Белгороде. Так давайте я ее москвичам скину и буду ездить каждый год в Ессентуки отдыхать, язву желудка постоянно лечить, если она не нужна горожанам. Но я же вижу, что она нужна людям! Они же каждый год идут и вот с такими глазами смотрят на эту технику. Он мне сказал: «Пишите обращение». Я писал не только Полежаеву, но и Потрясаеву и Боженову (все они – уже бывшие мэры Белгорода, — прим. МБХ медиа). Потрясаеву, который был раньше председателем облдумы, я писал как председателю военно-исторического общества.  После обращений мне лишь предложили скидку на аренду одного гаража, — сетует Юрий Пономаренко.

Машина, отреставрированная Юрием Пономаренко на городском празднике. Фото: Татьяна Григорьева / МБХ медиа
Секретный список

В ответе из мэрии было указано, что льгота предоставлена не будет, так как реставратор не входит в список лиц, кому предоставлена данная льгота, установленный постановлением Правительства Белгородской области от 28.09.2015 №355 пп. Кто же имеет права на такие привилегии, чиновники не указали. Активист получил и ответ из горсовета за подписью председателя Ольги Медведевой о том, что Юрий Пономаренко как пенсионер имеет право на предоставление льготы на аренду одного участка. Для предоставления льгот на аренду других участков земли в гаражном кооперативе, как указано в ответе, «комитет имущественных и земельных отношений не имеет оснований».

Недавно по телеканалу «Россия 24» Белгород показали сюжет про
реставратора, но о его проблеме телевизионщики почему-то умолчали

Реставратор оказался перед выбором: продать коллекцию или дальше пытаться доказать властям Белгорода, что его деятельность необходимо поддержать, чтобы у Белгородчины сохранилась уникальная коллекция техники. 

— Допустим, я отдам ее городу, но тогда чиновникам нужно будет где-то ее хранить, ремонтировать, а это затраты более существенные, чем предоставление льгот на аренду участков! Я же прошу совсем немного и не ради себя, а ради новых поколений, ради сохранения памяти, — говорит Пономаренко. 

Что делать со своей коллекцией, Юрий Васильевич еще не решил. Он до сих пор надеется, что власти Белгорода пойдут ему навстречу и помогут сохранить культурное наследие.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.