30 мая депутаты Псковского областного Собрания на очередной сессии сделали все, чтобы законопроект Шлосберга «Об уважении к народу» получил федеральную и международную огласку. Вместо содержательной дискуссии по существу они обвинили политика в неуважении к себе и потребовали извиниться, обиделись на карикатуры Сергея Елкина и почти выгнали из зала журналистку «Новой газеты». Корреспондент «МБХ медиа» смотрел сессию и подготовил репортаж, чтобы и у вас была возможность проникнуться уважением к глубинным единороссам.
«Мы члены шоу!»
— Я гражданин, я устал от власти и разочаровался в ней. Я говорю в соцсетях и на встречах, что мне надоело и меня достали. И все это мне хочется выразить одним словом: «Долой!». Это уважительное отношение? Нет! Это право гражданина? Да! <…> На мой взгляд, произошла чрезвычайно мощная атака на Конституцию, – с трибуны объяснил коллегам и прессе Лев Шлосберг, презентуя свой законопроект «Об уважении к народу».
Он предложил привлекать чиновников к административной ответственности «за публичные действия, выражающие или формирующие отрицательное отношение к установленным и гарантированным Конституцией правам и свободам человека и гражданина, но не несущие признаков экстремизма» и «за принятие законов, которые будут квалифицированы судом как выражающие неуважение к правам и свободам человека».
– Лев Маркович, это ваше домашнее видео или пресса? – спросил у Шлосберга по окончании презентации законопроекта единоросс Алексей Севастьянов, указав на присутствующих в зале заседаний журналистов. Он потребовал у тех представиться, а у Шлосберга – перемотать презентацию назад и остановить ее на карикатурах Сергея Елкина.
– Их там 12, – напомнил Шлосберг и остановив видео на одном из изображений, поинтересовался. – Как вам этот депутат?
– В поряде! – сурово ответил Севастьянов и попросил мотать дальше: его внимание привлекла карикатура с собакой и сидящими на ней блохами. – Объясните мне ее! Я на этой картинке себя собакой чувствую! Мы же с вами тоже депутаты, вы вышли к нам и, по-моему, вы один из этих, я не знаю, кто уж там, в пузыре сидящий. Мы сидим здесь напротив – оппозиция и правящая партия, так сложилась традиция. В нашем Собрании вы в прошлом созыве оскорбляли в этом зале всех депутатов!
Севастьянов пожаловался, что ему не нравится подача материала Шлосбергом, он происходящее назвал постановочным видео. По его мнению, журналистка «Новой газеты» Ирина Тумакова была приглашена в Псков из-за выступления Льва Марковича.
– Они сильно за область не болеют! А мы с вами, коллеги, не обсуждаем закон, мы артисты здесь! Мы члены шоу! <…> Это сделано, чтобы меня сфотографировать и выложить в ютубе. <…> Лев Маркович выбрал трибуну, на которую докладчик-депутат обычно не выходит. Это чисто постановочное видео! – эмоционально рассказал присутствующим единоросс и снова потребовал у Шлосберга объяснить, «что нарисовано».
– Я занял роль собаки в вашем спектакле. Здесь присутствуют ваши коллеги, объясните, кто эти существа. Дайте им имена из сидящих здесь! <…> Про закон мне неинтересно, вы мне про это сообщите, – попросил Севастьянов.
«Я, лысый толстяк, выбран народом по одномандатному округу!»
– Мне очень печально, что вам неинтересно про закон…, – начал Шлосберг.
– Мне очень печально, что вы не уважаете своих коллег и сделали здесь постановочное видео! – возмущенно перебил его единоросс и добавил. – Он не через партию власти сейчас по столу прошелся, а и через вас, Антон! (обращаясь к депутату от ЛДПР Антону Минакову. – прим. «МБХ медиа»). Он мне показал депутата же сейчас. И нормально, думаю, вот я, лысый толстяк, сидящий… Только я, лысый толстяк, выбран по одномандатному округу народом, проголосовавшим, а не по списку, как Лев Маркович. Вы сессию превратили в карикатуры!
Лев Шлосберг все-таки нашел возможность в перерыве монолога Севастьянова ответить ему, что ни одна из оскорбивших единоросса карикатур Елкина не вышла бы в свет, если в РФ не был принят закон «О неуважении власти».
Договорить политику не дал спикер парламента единоросс Александр Котов. Он потребовал представиться у журналистки «Новой газеты» Ирины Тумаковой и пустился в пространные объяснения о том, как та, по его мнению, попала в зал с помощью Шлосберга и «подпольно здесь работает».
– Корреспондент работает на нашем заседании и несет полную ответственность за все последствия, которые потом могут быть, связанные с публикацией информации, – рассерженно заявил Котов и подчеркнул, что это ненормальное отношение к законодательной власти региона.
Спикер Собрания назвал деятельность Шлосберга «весьма бурной и малопродуктивной», сообщил, что прокуратура и чиновники на законопроект «Об уважении к народу» дали отрицательное заключение и вспомнил, как вместе с другими депутатами лишал Шлосберга мандата в 2015 году.
– Вы тогда допускали в адрес нашего законодательного органа оскорбительные выражения! После проиграли все суды и, может, поделитесь с нами, какая реакция ЕСПЧ? Мы не слышали. Где ваши извинения? – напирал Котов.
Лидер псковского «Яблока» ответил, что подал документы в ЕСПЧ в 2016 году, ответа пока нет, суд может их рассматривать столько, сколько сочтет нужным. Шлосберг также заявил Котову, что не оскорблял ни его, ни депутатов.
«Володя, вытащи журналистку!»
– Лев Маркович, неприятно удивили, не ваш это стиль, вам крайне не идет. Вот, ей-богу, вы пока выступали, у нашей группы фракций сначала было одно решение, а после этого мы передумали, – протяжно и грустно сказал депутат от ЛДПР Антон Минаков. – Ну, зачем в такой форме? Своим выступлением вы довели до того, что мы сидим и уже не знаем, поддерживать его или нет, я серьезно говорю. Я вас прошу, перестаньте так делать.
– И все это пойдет теперь по стране…, – флегматично заметил кто-то из сидящих рядом депутатов.
Лидер коммунистов Петр Алексеенко напомнил, что его коллеги в Госдуме разрабатывали законопроект «Об ответственности власти за невыполненные обещания».
– Считаю, что закон «О неуважении власти к избирателям» должен быть. И должна быть персональная ответственность по голосованию, – поддержал Льва Шлосберга коммунист.
Снова вступивший в диалог единоросс Севастьянов признался, что «с трудом это все выдержал» и призвал прессу «показать, как спокойно партия власти выслушала, что никого не задушили, что свобода слова существует и что всех оскорбило само отношение». Шлосберг успокоил его и гарантировал, что попросит журналистов «без секунды изъятия показать все до единого».
На подсчете голосов без скандалов тоже не обошлось. Сначала плохо работала система электронного голосования, а потом спикер Котов сорвался на журналистку «Новой газеты» Ирину Тумакову.
– Девушка, идите, пожалуйста, в зону, где журналисты, вообще-то располагаются, – прикрикнул он на Тумакову. – Володь, вытащи ее туда! Не надо здесь за спинами депутатов ходить!
– Скажите, чтобы ее вообще не пускали в Дом Советов! – попросили депутаты из зала.
– Лев Маркович, вам не стыдно за таких коллег, которые вами же сюда протащены?! – спросил Котов.
– А что у нас произошло, Александр Алексеевич? – удивленно поинтересовался Шлосберг, потому что никаких беспорядков журналистка «Новой» не устраивала.
Котов не ответил, а его личный советник Владимир Борачук, улыбаясь, повел журналистку в конец зала.
Из сорока присутствующих на сессии депутатов за законопроект проголосовали только четверо – трое коммунистов и сам Лев Шлосберг. Против оказались – 28, четверо – воздержались, а восемь просто не голосовали.
– Я чрезвычайно опечален тем, что на сессии не состоялось содержательное обсуждение законопроекта, – признался Шлосберг корреспонденту «МБХ медиа». – И я очень опечален тем, что у депутатов не оказалось чувства юмора. Депутаты реально обиделись на добрые рисунки Сергея Елкина. Отсутствие чувства юмора – тревожный симптом, особенно для представителей власти. Без чувства юмора человек не сможет адекватно воспринимать действительность. То, над чем смеются, перестает быть опасным и страшным.
Лидер псковского «Яблока» сообщил, что по итогам замечаний, которые ему показались содержательно интересными, подготовит с юристами новую редакцию законопроекта. Также анонсировал переговоры с членами Совфеда и, возможно, с некоторыми депутатами Госдумы на предмет внесения туда законопроекта в новой редакции.
– История сегодня не закончилась. Поскольку законопроект «О неуважении к власти» работает, и у него уже есть жертвы, мы должны защищать людей, это обязанность депутатов, – пообещал Шлосберг.