in

«Я завершил борьбу с ветряными мельницами». Руководитель крупнейшего в Татарстане фонда борьбы с ВИЧ о его закрытии

Тимур Исламов. Фото: личная страница в Facebook

Крупнейший в Татарстане поставщик социальных услуг, который оказывает помощь наркоманам, проституткам и ВИЧ-инфицированным, на грани закрытия. Основатель благотворительного фонда Тимур Исламов критиковал местные власти, после чего в офисах прошли обыски и организацию признали иностранным агентом.

Это организация не похожа ни на одну другую. Здесь не читают нотаций, никогда не сдадут полиции и не осуждают. Раздача одноразовых шприцев и других средств гигиены, экспресс-тесты на ВИЧ с выездом в притоны, психологическая помощь и тренинги для близких наркозависимых — это каждодневная работа волонтеров фонда Тимура Исламова.

—  Я создавал фонд с одним намерением  — помогать тем людям, чьи проблемы игнорируются в нашем обществе. Кого «не принято жалеть». Я добивался того, чтобы голоса людей, живущих с ВИЧ, наркозависимых и их близких, тех, кто находится в заключении, и всех людей, чьи права нарушаются, были наконец услышанными. Мы даем им шанс жить и оставаться людьми,  — говорит основатель фонда Тимур Исламов.

 

Организация была создана в Набережных Челнах в 2006 году. Трудно было наладить контакт с людьми «из группы риска», которые никому не доверяют. Поначалу подопечные приходили только с одной целью — получить материальную помощь. Потом стали заходить к волонтерам просто посидеть, попить чаю, поговорить. Именно такой способ, считают в фонде, единственно возможен, когда опустившийся человек сам приходит к мысли исправить что-либо в своей жизни. Только тогда его передают из рук в руки медикам в наркодиспансер и СПИД-центр, другим специалистам госучреждений. Многие из тех, кому помогли, сами впоследствии стали волонтерами. Постепенно фонд открыл филиалы еще в трех городах — Альметьевске, Лениногорске и Бугульме и стал главным поставщиком социальных услуг в республике Татарстан. А в начале июня этого года — неожиданные обыски в офисах с изъятием всей документации.

 

—  10 июня мы узнали о том, что фонд Тимура Исламова признали иностранным агентом. Интересно, что узнали не от Минюста РТ, а из средств массовой информации. К нам обращались представители разных СМИ за комментариями, но мы находились в замешательстве, потому что нам не предоставили никакой официальной информации,  — вспоминают волонтеры.

 

Из акта проверки управления Минюста России следует, что для признания организации иностранным агентом достаточно, чтобы она получала средства из-за рубежа и занималась, по оценке Минюста, политической деятельностью. Под политической деятельностью фонда Минюст посчитал публикацию пресс-релизов и интервью, в которых критиковалась работа властей по борьбе со СПИДом и наркоманией.

Анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию. Фото: Евгений Степанов / Интерпресс / ТАСС


Упоминалась, в частности, статья фонда «Отсрочка лишения свободы наркозависимых — это шаг к декриминализации потребления», где Исламов заявил, что тюрьмы переполнены именно наркозависимыми людьми и говорил, что в колониях не понадобится столько места, если этих людей будут не отправлять за решетку, а лечить. Минюст отметил, что глава фонда также позволял себе «критику политики государства в сфере профилактики ВИЧ-инфекции, распространял убеждения, что политика властей наносит ущерб свободе слова и ущемляет права человека».

 

—  Я два с половиной срока был членом Общественной палаты РТ, взаимодействовал как с нашими государственными организациями, так и с зарубежными, с ООН и ВОЗ,  — пояснил «МБХ медиа» Исламов. — И действительно на каких-то конференциях были нюансы — как-то на Минздрав «наезжал», на мэров отдельных…

 

Большую часть финансирования фонд действительно получал от организации AIDS Healthcare Foundation (AHF), которая занимается тестированием и лечением больных СПИДом. К примеру, при поддержке AHF, в июне этого года фонд Тимура Исламова бесплатно протестировал на ВИЧ более 600 жителей республики.

 

—  Президентский фонд Татарстана копейки там какие-то выделял, по линии соцзащиты был госзаказ на 3-6 млн в год. Это все сейчас урезали. Плюс надавили на американских партнеров, которые нас финансировали, и денег стало в десять раз меньше, это точно,  — констатирует Исламов. — У нас такое государство, что никто не может работать сам по себе, тем более какие-то иноагенты. Только с согласия правительства. Если им что-то не нравится, то никаких заказов и финансирования не будет. Сейчас филиалы фонда пытаются самостоятельно пройти перерегистрацию. Будут тихонько работать, но таких масштабов работы, этого ничего уже не будет. Сейчас иноагентам хотят вообще запретить работать в сфере профилактики ВИЧ. Это очередная галлюцинация наших управленцев. Нам уже нечего бояться. Я завершил свой личный путь в борьбе с ветряными мельницами. Следующий этап фонда – этап закрытия.

 

Летом на сайте change.org была опубликована петиция на имя президента России Владимира Путина от жителей Татарстана. Они просят «спасти юго-восток республики от гибели и дать указание местному Минздраву, чтобы он обратил внимание на катастрофическую ситуацию с ВИЧ в этом регионе республики и безотлагательно начал масштабную профилактическую работу». А также «рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования из-за эпидемиологической ситуации».

 

Составители петиции опубликовали официальную статистику, согласно которой на 8 июля количество зарегистрированных случаев заболевания ВИЧ приближается к 2% от общего числа населения: в Альметьевском районе зарегистрировано 2307 случаев, при общем населении около 205 000 человек, в Бугульминском — 1986 случаев при населении в 107 000 человек, в Лениногорском — 965 случаев при 83 000 человек. «Ситуация в одном из самых нефтяных регионов страны критическая — на сегодняшний день распространенность ВИЧ в регионе соответствует генерализованной эпидемии», – говорится в обращении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.