in

"Захват власти" в Алуште. Правозащитник Эмир-Усеин Куку больше трех лет сидит в СИЗО, но не понимает, за что

Эмир-Усеин Куку в суде, 2018 год. Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ

В Крыму под арестом находятся 64 крымских татарина, один из них Эмир-Усеин Куку  — правозащитник и бывший сотрудник ялтинской мэрии. Он сидит в в СИЗО уже более трех лет. Ему предъявлено обвинение в участии в террористической организации и попытке насильственного захвата власти. Только вот где именно собирался захватить власть бывший сотрудник ялтинской мэрии — из материалов уголовного дела не совсем ясно.  

«Никакой он не террорист, нормальный образованный мужчина, мусульманин и правозащитник»,  — рассказывает «Юг. МБХ медиа» о своем подзащитном адвокат международной правозащитной группы «Агора» Александр Попков. Адвокат знал Эмира-Усеина Куку до ареста, уверен в его глубокой порядочности и абсурдности обвинения в захвате власти во всем мире и терроризме. «Ни доказательств, ни преступной деятельности в деле нет»,  — говорит Попков. — Они якобы хотели вшестером сначала Алушту захватить, потом Крым, потом Россию, а потом и весь мир».

Эмир-Усеин Куку известен среди крымских татар как правозащитник, который никогда не оставался равнодушен к чужому горю. До ареста все общественные мероприятия крымских татар в ялтинском районе, проводились при его активном участии. Его отец Кемал Куку также был известным крымско-татарским правозащитником.

Российские спецслужбы традиционно настороженно относятся к крымским татарам. Именно против крымских татар направлены наиболее жесткие репрессивные меры силовиков в Крыму.

Эмир-Усеин Куку со своей семьей. Фото из личного архива

Эмир-Усеин Куку сообщал о попытках завербовать его со стороны сотрудников ФСБ, которые он отверг. После этого он сам попал в разработку. 11 февраля 2016 в доме Куку провели обыск, а его самого задержали. 12 февраля суд выбрал меру пресечения в виде ареста. С тех пор он скитается по следственным изоляторам.

Куку обвиняют в членстве в «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», организации, которая запрещена в России, но легально действует в Украине.

В конце 2017 Куку вместе с другими фигурантами «ялтинского “Хизб ут-Тахрир”» перевезли в Ростов-на-Дону для суда.  Но в суде дело не заладилось. 22 ноября 2018 года Северо-Кавказский окружной военный суд вернул материалы уголовного дела в прокуратуру для дополнительного расследования. Все шестеро фигурантов дела и Куку в их числе были этапированы обратно в Крым.

Во время пребывания в ростовском СИЗО Куку проводил длительную голодовку, подорвал здоровье, и обращался к президенту Путину. Но российскому президенту, видимо, нет дела до крымских татар и их преследований.

В семье Куку двое детей, двенадцатилетний Бекир и восьмилетняя Софие. Жена Эмира-Усеина Мерьем, пока шло следствие, не могла встречаться с мужем. Теперь, когда дело передано в суд, свидания разрешены. Мерьем содержит семью в одиночку вот уже три года, подрабатывая репетиторством по английскому языку. Но ей помогают. «После массовых арестов крымских татар общественными деятелями был создан фонд «Наши дети» для помощи детям политзаключенных»,  — рассказала она «Юг МБХ медиа».

Адвокат Попков рассказал, что люди, представившиеся сотрудниками ФСБ, оказывали давление даже на детей Куку: «Был случай, когда в школе к Бекиру подошел неизвестный и, представившись сотрудником ФСБ, сказал, что его отец очень плохой человек и «сгинет в тюрьме». Попков пытался найти этого человека и привлечь к ответственности, но сделать это пока не удалось.

«В отношении крымских татар проводится системная репрессивная политика со стороны власти России. Обыски, рейды в местах компактного проживания крымских татар стали обыденным делом в Крыму. Так называемые оперативно-розыскные или следственные мероприятия проходят в форме спецопераций, с привлечением большого количества правоохранительных органов и спецслужб»,  — рассказал «Юг. МБХ медиа» крымский адвокат Эмиль Курбединов.

Он подтвердил, что на данный момент под арестом находятся 64 крымских татарина. С 2014 года осуждены тринадцать человек.  

«Крымско-татарский народ  — небольшой по количеству. В 1944 году весь народ был насильно депортирован из Крыма. Начиная с середины 1960-х годов крымские татары постепенно стали возвращаться обратно, массовое переселение пришлось на начало 90-х годов. В борьбе за возвращение на родину в крымско-татарском народе сформировался институт национального движения, который в себя вобрал в той или иной степени всех крымских татар. Участие в мирной борьбе в СССР принимали все, весь народ был вовлечен. И на сегодняшний день эта общность сохраняется. Поэтому для власти России все крымские татары несут потенциальную угрозу. Естественно, что в первую очередь пытаются нейтрализовать самых активных и влиятельных представителей народа — таких, как Эмир-Усеин Куку. Параллельно оказывая давление и устрашая остальных»,  — говорит Курбединов.

По делу Эмира-Усеина Куку сейчас идет судебное разбирательство. «Еженедельно идут заседания,  — говорит Александр Попков. — Вчера допросили главного свидетеля — оперативника ФСБ Компанейцева, который, по словам Эмира-Усеина, пытался его вербовать, а после отказа придумал все это дело». Каким будет исход судебного разбирательства, адвокат предсказать не решился.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.