Внучка пенсионерки, которую в Омске сотрудники скорой помощи привезли к зданию областного Минздрава из-за нехватки коек для больных коронавирусом, считает их героями. Сами работники скорой не винят Минздрав, но говорят, что в сложившейся ситуации такой их поступок — единственный выход. Рассказываем о резонансном случае в Омске, из-за которого в регион уже отправили проверку из Москвы, а министр здравоохранения лишилась заместителя.
«Каждый день одно и то же»
Вечером 27 октября у здания Минздрава Омской области остановились две кареты скорой помощи. По данным издания NGS55.ru, в одной из их находилась 71-летняя пенсионерка Надежда Лузарева с 81% поражения легких (ее вместе с родственниками возили по городу с 11 утра), во второй — 85-летний пенсионер, у которого также был диагностирован коронавирус. Позже к ним присоединилась третья машина, на которой привезли кислород для пациентов.
Причиной стал отказ местных больниц принимать пациентов из-за нехватки мест. Вечером же вопрос удалось решить в течение часа – сразу после шумихи в СМИ и соцсетях пенсионеров госпитализировали в БСМП-2, хотя до этого положить людей в больницу не удавалось 10 часов. Подобный инцидент произошел также 26 октября, тогда скорая помощь приезжала с пациентом к Минздраву, а затем и Правительству Омской области.
Утром 28 октября из-за большого резонанса глава Минздрава РФ Михаил Мурашко отправил в город проверку под руководством своего зама Евгения Камкина. После этого пришлось выступить и губернатору Александру Буркову. Глава региона отстранил от должности замминистра здравоохранения Анастасию Малову, отвечавшую за организацию работы скорой помощи. Она вместе с министром Ириной Солдатовой работает в Омске с весны 2020 года, до этого обе чиновницы трудились в Московской области.
Инцидент у здания Минздрава произошел на фоне инсайдов об увольнении главного врача скорой помощи Максима Стуканова. Днем 27 октября информация об этом появилась в Telegram-канале «ОмскЦентрСилы». Инициатором скорого увольнения врача в сообщении называли «руководство регионального Минздрава».
Сам Стуканов заявил местному изданию om1.ru, что эти два события никак не связаны. «Во-первых, мое увольнение нигде не готовится. Может, кто-то этим и занимается, но я об этом не знаю. Во-вторых, накануне прошла такая же акция (речь идет о 26 октября. — «МБХ медиа»), только для того, чтобы люди попали в больницу», — сообщил он.
«МБХ медиа» попыталось связаться со Стукановым, однако тот сообщил, что на время проверки ему запрещено давать комментарии.
Главный фельдшер скорой помощи Омска Наталья Шемякина заверила «МБХ медиа», что инцидент у здания Минздрава и готовящееся увольнение Стуканова никак не связаны между собой. Необычную акцию она назвала единственным способом решить вопрос.
— Можете назвать это жестом отчаяния. У нас каждый день одни и те же проблемы, хотя с фельдшерами, которые работали вчера, я еще не говорила. Может быть, хотя бы сейчас что-то начнет меняться, в том числе отношение пациентов к нам станет положительнее. Вина Минздрава? Я бы не была так категорична, проблемы есть во многих городах, не только у нас, многие находятся в тяжелых условиях, — сказала Шемякина.
«МБХ медиа» также удалось поговорить с Натальей Королевой, внучкой Надежды Лузаревой, той самой пенсионерки, которую удалось госпитализировать. Накануне она была в той самой машине скорой.
— Сотрудников скорой можно назвать героями. Мы очень благодарны им за помощь, нам удалось спасти жизнь бабушки. Сейчас она находится в палате интенсивной терапии, надеемся, что скоро пойдет на поправку. Для нас поездка к Минздраву действительно была последним выходом, — сказала Наталья.
«Скажите, как нам жить?»
Омская область идет лишь в третьем десятке российских регионов по выявленным случаям COVID-19, на данный момент число активных зараженных составляет 2832 человека (всего с начала пандемии зарегистрировано свыше 15 тысяч случаев заражений, умерло 402 человека, 11962 выздоровели). Несмотря на это, скандалы, связанные с медпомощью, происходят регулярно.
За последний месяц жители не раз жаловались на отсутствие в аптеках лекарств, необходимых при коронавирусе, а 21 октября уборщицы детской городской клинической больницы № 3 записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину, в котором рассказали, что не получили так называемые «ковидные выплаты» и вынуждены из зарплаты в 12 тысяч рублей закупать одноразовую посуду для лечебницы.
«Мы — уборщики служебных помещений и к ковиду якобы никакого отношения не имеем. Как вы видели, это неправда. Хотим, чтобы Путин нас услышал, увидел это видео и, в конце концов, разобрался. Ни одной выплаты. Скажите, как нам жить? Мы по полгода не видим своих родных, не общаемся с детьми, мы хотим справедливости и правды», — говорили героини ролика.
В омском Минздраве на этот счет нашлась своя «правда». В ведомстве заявили, что надбавки на данную категорию работников не распространяются.
В своем утреннем обращении губернатор Александр Бурков заявлял, что будет «установлена персональная ответственность за случившееся» у здания Минздрава. Так, на заседании правительства было принято решение о назначении новым замминистра Александра Ахрамовича, главврача городской поликлиники №2.
В пресс-службе губернатора сообщили «МБХ медиа», что в ближайшее время будет объявлено о других кадровых изменениях. В частности, рассматривается возможность создания в составе регионального Минздрава специальной структуры, которая будет координировать работу врачей во время пандемии.
Неожиданно изменились и данные о коечном фонде в области. 19 октября вице-губернатор Владимир Куприянов сообщал, что в регионе оборудовано порядка 2100 коек. Однако сегодня чиновник заявил, что к 15 октября в регионе было 2400 коек, а к концу следующей недели фонд увеличат до 3,3 тысяч мест.
“Надеюсь, это правда, и мест в больницах теперь будет хватать всем. Никому не пожелаю пройти через те испытания, которые достались нашей бабушке”, — сказала «МБХ медиа» Наталья Королева.