in

Полет без Летова: почему омский аэропорт не назовут в честь солиста «Гражданской обороны»

Егор Летов. Фото: soyuz.ru

Сегодня был опубликован шорт-лист имен великих деятелей российской культуры, науки, политики и т.д., которые могут быть присвоены 47 крупным российским аэропортам  — в дополнение к уже имеющимся. В шорт-лист не попал Егор Летов, который был в расширенном списке претендентов. Отсутствие имени Летова в шорт-листе широко обсуждалось в соцсетях, поскольку оно, пожалуй, единственное из участвовавших в конкурсе «Великие имена России» действительно нуждается в пояснениях.

Попадание солиста и автора песен «Гражданской обороны» в один ряд с Высоцким, например, и Хворостовским — уже сенсация. И не потому, что Летов обладал каким-то «другим» талантом или популярностью (сравнения тут вряд ли уместны), а потому, что о «Гражданской обороне» на федеральных телеканалах не говорят, юбилейные концерты в честь Летова в «Олимпийском» не устраивают и его песни не перепевает Баста.

Все остальные «великие имена» — от маршала Жукова (фигурирует в шорт-листах сразу четырех городов) до конструктора Туполева (в трех) — и так давно взяты на вооружение российской госпропагандой. Поэтому никто не обсуждает, дадут ли Шереметьево дополнительное название в честь Менделеева или Рокоссовского, и мало кому вообще интересен этот конкурс.

Мало кого, например, смущает то, что аэропорт в Магадане, возможно, будет именоваться в честь одного из основателей ГУЛага Эдуарда Берзина. Отсутствием в этом же (магаданском) шорт-листе Варлама Шаламова тоже тяжело кого-то удивить. Потому что исторические приоритеты и ориентиры организаторов конкурса, главный из которых — «духовник Путина» Тихон Шевкунов, давно известны.

Аэропорт Омска. Фото: Google maps

В последние годы Шевкунов, тесно связанный с Кремлем и лично Владимиром Путиным, стал одним из главных интерпретаторов российской истории. В 2008 году, например, он снял фильм «Гибель империи. Византийский урок», где рассказал об истории падения Византии, особенно отметив в ней пагубную роль коварного Запада и слабой вертикали власти в империи. Позже Шевкунов курировал ряд крупных исторических выставок: «Романовы» (2013), «Рюриковичи» (2014), «1917–1945. От великих потрясений к Великой Победе» (2015) и «От Победы в Великой Отечественной войне до 2016 года».

 

Шевкунов последовательно объясняет россиянам правильность пути, по которому сейчас идет Россия, и вредоносность всего западного и оппозиционного. Тем неожиданнее было увидеть среди номинантов конкурса «Великие имена России» автора песни «Я всегда буду против» Егора Летова.

Группу «Гражданская оборона» не крутили по радио и считанные разы показывали по телевизору. Ее солист Егор Летов действительно следовал своему лозунгу, и никогда не переставал быть в оппозиции, даже если политический режим в стране менялся кардинально. До распада СССР Летов был убежденным антисоветчиком, что не помешало ему в 90-е стать коммунистом. Позже он и вовсе перестал интересоваться политической повесткой, но в федеральные эфиры так и не попал. Для многих Летов  был и остался последним нонконформистом, настоящей «птицей совестью».

Этим объяснима реакция людей, которые, увидев фамилию Летова в списке тех, в честь кого могут назвать омский аэропорт, стали устраивать разнообразные акции в поддержку этой идеи. Местные жители устраивали пикеты, активисты выпустили футболки «Все летит по плану» (отсылка к двум песням «Гражданской обороны»), сторонники этой идеи даже сделали специальный брендинг для «аэропорта имени Егора Летова».

Самой распространенной реакцией на признание Летова «великим именем России» стало недоумение. Похожие эмоции у многих недавно вызвал показанный по «Первому каналу» полуторачасовой концерт в честь дня рождения Александра Галича. К слову, ведущим того концерта был Владимир Познер, выступал Александр Скляр, очень внимательно слушал из зала Константин Эрнст. У зрителей, знакомых с творчеством и судьбой Галича, который был выслан из СССР в 1974 году, сложилось неоднозначное впечатление об этом официозном концерте. Так же, как и ситуация с Летовым, концерт породил целую дискуссию в соцсетях. Многие описывали свои ощущения цитатой из стихотворения самого Галича, которое он посвятил памяти Бориса Пастернака:

А над гробом встали мародеры,
И несут почетный караул…

Ни Галича, ни Летова, несмотря на иную точку зрения министра культуры Владимира Мединского, уже нет в живых. Видимо, поэтому тем, кто в нынешней власти отвечает за культурное просвещение, гораздо проще и выгоднее не оппонировать им, а, наоборот, потихоньку начинать присваивать их имена  — как и многих других певцов и поэтов.

Другое дело, что с таким неудобным во всех смыслах героем, как Летов, нынешняя власть не взлетит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.