in

Битвы «коловиков» и «пятая колонна»

Дэвид Гольдфейн и Валерий Герасимов. Фото: Ron Sachs / AFP, Михаил Климентьев / ТАСС

Враг не дремлет, враг даже уже и не у ворот. В самое сердце родины протянулись его скользкие щупальца. Наймиты его среди нас, и ждут только удобного момента, чтобы нанести коварный удар в спину. И это все не шутки, это — довольно точный пересказ выступления начальника Генерального штаба Вооруженных сил, первого заместителя министра обороны РФ, генерала армии Валерия Герасимова на конференции по развитию военной стратегии. Впрочем, зачем пересказывать, если можно цитировать? Пожалуйста, вот цитата: «Пентагон приступил к разработке принципиально новой стратегии ведения военных действий, которую уже окрестили “Троянский конь”. Суть ее заключается в активном использовании протестного потенциала “пятой колонны” в интересах дестабилизации обстановки с одновременным нанесением ударов ВТО по наиболее важным объектам».

Иван Давыдов

Генерал Герасимов пугает (а потом сам же и успокаивает, говорит, что найдется у нас, чем врагу ответить, да так, что мало не покажется) не вовсе безосновательно: он реагирует на слова своего американского коллеги, начальника штаба ВВС США, генерала Дэвида Гольдфейна. Пару недель назад Гольдфейн выступал в Брукингском институте, и рассказывал, к чему готовятся под его чутким руководством американские военно-воздушные силы. Институт — один из самых значимых в Америке аналитических центров, глава штаба ВВС — человек более чем серьезный, в общем, был, похоже, у наших военных повод выразить озабоченность.

Но дальше начинается скверный анекдот.

Нет, конечно, ничего способного внушить оптимизм человеку нормальному, то есть мирному, американский генерал тоже не говорил. Высокопоставленные военные везде одинаковые, и мечтают в основном о том, как бы нас, обычных, поубивать с размахом и замысловатостью. Теперь у высокопоставленных военных по обе стороны океана — общий праздник, грядет новая гонка вооружений, будет, чем развлечься.

Гольдфейн грозил России и Китаю, обещал настроить массу новейших самолетов, предупреждал, что ПВО условного противника — не преграда для его соколов. И добавил — если вдруг начнется война, противник и понять не успеет, что доблестные подчиненные Гольдфейна уже проникли на его территорию, преодолев любую защиту.

Именно к этой фразе прицепился немецкий журнал Telepolis. Журнал, между прочим, с репутацией, но специфической: пишет в основном о происках инопланетян. Автор из единственной фразы Гольдфейна сделал вывод о том, что США готовятся тайно вторгнуться в Россию и Китай, и вспомнил — начитанный человек — про троянского коня.

Краткий пересказ заметки с почтенного ресурса опубликовало РИА Новости, оттуда троянский конь перекочевал (перегарцевал?) в речь генерала Герасимова, а «пятую колонну» он уже сам изобрел и роль ее в грядущей битве додумал лично, что делает, наверное, честь фантазии нашего высокопоставленного военного. Или его референтам.

Вроде бы, и мало здесь смешного: еще один прекрасный повод, чтобы карать недовольных, рискующих критиковать режим. Теперь уже — по законам военного времени. Речь ведь не просто о недостаточном восхищении нашими успехами, а о прямом предательстве, о сотрудничестве с врагами родины, о готовности нанести ее доблестным защитникам помянутый где-то в начале удар в спину. Впрочем, лексика-то разработана еще в тридцатые, много еще подходящих слов можно вспомнить, чтобы заклеймить позором многоголовую гидру внутреннего заговора.

А все равно смешно. И еще — немного все-таки страшно. Нет, не за судьбу «пятой колонны» — она и до выступления генерала Герасимова выглядела незавидно. Берите выше — тут уже о судьбах мира речь. Пропагандисты наши не впервые садятся в лужу. Но речь начальника генштаба на конференции по стратегии — это вам не какое-нибудь интервью потных любителей солсберийского шпиля. У генералов в руках — оружие, включая ядерное. А в головах… Ну, сами видите, что в головах.

Натыкаясь на неуклюжие поделки разнокалиберных специалистов по надрывной любви к государству и разоблачению врагов его, я, бывало, думал — вот чертовы троечники. Расселись на теплых местах, и даже постараться ленятся, упаковать свое вранье как-нибудь поприличнее не могут.

Но это, кажется, другой масштаб. Это уже не троечники. Во время оно Юрий Коваль в повести «Недопесок» изобрел специальное слово, чтобы обозначить школьников, для которых «двоечник» — незаработанный комплимент. Писатель их назвал «коловиками». И вот, кажется, коловики, не имея ни сил, ни возможности задуматься о том, что они вообще творят, начинают вершить судьбы планеты.

Им даже ведь и в голову не приходит, что мир — вещь теперь довольно прозрачная. Что пары кликов хватит, чтобы найти оригинал речи Гольдфейна. И трех минут, чтобы выяснить, что за издание — Telepolis, и чем оно вообще знаменито. Некогда думать, и не получается думать. Один коловик тащит откровения выдумщиков из Германии в новостную ленту, второй — в спешке вписывает в генеральский доклад.

А генерал? Ну что генерал. Он на то и генерал, чтобы думать про новые звезды на погонах и новые строчки в бюджете. Ему не до мелочей.

И показали речь генерала по всем телеканалам, и поскакал троянский конь по выпускам новостей, и ужаснулись, наверное, бедные русские люди, узнав, как много коварства припасли для нас американцы, и сколько подлости — свои, местные пособники захватчиков.

И то — ужаснешься. Пробегает неприятный холодок по коже, когда сообразишь, как увлечены все эти коловики идеей повоевать, в какую сладкую истому вгоняют их разговоры о новейших ракетах, и как тяжело им держаться, чтобы не разнести здесь все уже к чертям. И даже то, что въедливые люди нашлись, и разошлись по социальным сетям рассказы о том, что все-таки на самом деле сказал генерал Гольдфейн, не особенно согревает. Вот уж коловикам-то на это точно плевать. Они, в отличие от троечников, не сильно переживают, усевшись в лужу или вступив в какую-нибудь пахучую субстанцию. Они искренне верят, что так все и должно быть. Их не смущают запахи.

Да (почему-то подумал, что справка не помешает): в речи генерала Герасимова мелькает аббревиатура «ВТО». Человек мирный и неподготовленный может решить, что это Всемирная торговая организация на подхвате у американской военщины будет наносить удары по «наиболее важным объектам» в рамках реализации плана «Троянский конь».  И, наверное, даже не удивится. В перевернутом мире российской пропаганды это выглядит вполне логично. Но нет.

У военных свой язык, и на нем ВТО — это высокоточное оружие.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.