in

Четыре года со дня убийства Бориса Немцова

Фото: Андрей Золотов / МБХ медиа

Всем привет! Я корреспондент «МБХ медиа» Александр Скрыльников.

Москва. Вечер 27 февраля 2015 года. Я вместе с друзьями еду с одной вечеринки на другую через весь город. Центр почему-то перекрыт, и нашу машину останавливают сотрудники ДПС. Какой-то план-перехват. Нас быстро отпускают, и мы беззаботно едем дальше. Настроение веселиться всю ночь.

На вечеринке я уже смог подзарядить телефон и только тогда увидел все пропущенные сообщения: «Убит Борис Немцов», «Борис Немцов застрелен возле Кремля». Грусть, обида, злость, непонятный букет чувств вытеснил все остальное. Этой ночью было не до веселья. Что это вообще такое? Что за страна, в которой человека убивают в самом центре столицы? Страх. Ко всему прочему добавился и страх.

Прошло четыре года, и в прошлые выходные я вел прямую трансляцию с марша памяти Бориса Немцова. От Страстного бульвара до улицы Академика Сахарова в Москве шли тысячи людей. По этому маршруту не раз ходил и сам Немцов. В наушник мне говорили, что «Белый счетчик» насчитал порядка 10 тысяч человек, но, окинув взглядом собравшихся, понимал, что их тут чуть ли не все двадцать. Не припомню, чтобы в последние годы собиралось столько людей. Журналист должен быть беспристрастным, но в глубине души я порадовался.

Все очень разные, где-то над людьми развевался имперский флаг, где-то активисты «Открытой России» шли с растяжкой «Свободу Анастасии Шевченко», из Кемерово приехала даже обманутая дольщица, которая активно просила журналистов снять ее плакат.  Вне зависимости от повестки, на марши и митинги всегда приходят люди с разными убеждениями и требованиями. Но тут контраст очень бросался в глаза.

Я поговорил с десятками людей, от совсем молодых ребят лет восемнадцати до бабушек и дедушек. Мне было интересно — каким им запомнился Борис Немцов? Схожесть ответов разных людей поражала. Все говорили, что Немцов умел объединять разных людей, умел идти на компромиссы и прощать обиды. И каждый, кого бы я ни спросил, был уверен — Борис Немцов был бы прекрасным президентом России.

Еще раз осмотревшись вокруг, я понял, что Немцов смог объединить людей даже после своей смерти. Неудивительно, что его настолько боялись при жизни, что единственным способом убрать этот страх было убийство. Но как много раз скандировали люди на марше памяти — герои не умирают. И Борис Немцов не умер, его идеи продолжают жить и вести людей.

Грусть, злость и обида никуда не ушли, но страх пропал давно, бояться нельзя, как не и боялся Немцов. Впервые за несколько лет появилось приятное чувство надежды.

Пишите нам на info@mbk.media

До скорого!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.