in

Ещё один перспективный молодой политик. Анатолий Шатов о Валерии Костенке

Валерий Костенок. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

 

 

Работая в новостях, со временем становишься безразличным к судьбе политических заключенных. «Еще один», — устало думаешь, читая новости с утра про обыски у очередного оппозиционного активиста.

Так случилось, что 14-го арестованного по делу «о массовых беспорядках 27 июля» я знаю лично. 12 августа двадцатилетнего студента РГУ им. Косыгина Валерия Костенка арестовали на два месяца за то, что он «кинул пластиковую бутылку в сотрудника Росгвардии, причинив ему физический и моральный вред».

Последний раз я видел Валеру в апреле. Кандидат в Мосгордуму от «Яблока» Кирилл Гончаров попросил меня приехать на встречу в торговый центр «Ереван» на Тульской и дать советы их штабу по работе в соцсетях. Был на встрече и Костенок. Встреча закончилась быстро. После нее мне надо было где-то погулять около двух часов — Валерий составил мне компанию.

В основном мы обсуждали грядущие выборы, московскую политику. Он рассказывал, чем бы хотел заниматься на избирательной кампании и про подробности работы курьером. В определенный момент я спросил его: «Что ты вообще хочешь делать со своей жизнью ближайшие несколько лет? Кем хочешь стать?». Ответ последовал незамедлительно: «Я хочу быть политиком». Надпись «Российский политик» с ненастоящей верификационной галочкой до сих пор находится в описании его профиля в Facebook.

«Он всегда называл себя политиком, и в этом смысле ему очень важен был политический рост», — описывает своего волонтера в разговоре со мной Кирилл Гончаров. Незарегистрированный кандидат выглядит уставшим. Он говорит, что не спал всю ночь, потому что собирал передачу Костенку в СИЗО. Родители Валеры находятся за границей, на суде их тоже не было.

«Поскольку Валера амбициозный парень, я весной этого года предложил ему поучаствовать в своей избирательной кампании, — продолжает Гончаров. Если до этого у меня было к нему прохладное, скорее рабочее отношение, то за время кампании мы стали настоящими друзьями. Он жил избирательной кампанией, буквально ночевал в штабе и оказался идейным человеком, для которого важна Россия, в которой не будет беззакония, в которой не будет несправедливости. Для него стала огромным разочарованием система, когда он столкнулся непосредственно с ложью в ней».

История Костенка ничем не отличается от других арестованных по этому делу сотрудников избирательных кампаний независимых кандидатов. Как и Алексей Миняйло, Валерий был обычным волонтером, собирающим подписи за своего кандидата. Одно из первых видеообращений о забраковке подписей, я увидел именно от его имени — подпись его бабушки признали недействительной.

«Что мне сделать, чтобы стать политиком?», — спрашивал меня в фудкорте торгового центра Костенок. Я посоветовал ему набираться опыта на избирательных кампаниях. Возможно, стоило тогда рассказать ему что-то другое, например, про те самые обыски у политических активистов, про которые я регулярно читаю в утренних новостях. 

Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.