in

«Ищенко получит хорошие дивиденты». Почему КПРФ снялась с выборов в Приморье

Андрей Ищенко. Фото: Антон Балашов / ТАСС

16 декабря в Приморском крае пройдут новые выборы губернатора. 3 ноября стало известно, что КПРФ не будет участвовать, а «Коммунисты России» выдвинули Максима Сурайкина, бывшего кандидата в президенты на выборах 2018 года. Мы поговорили с политологом Сергеем Маркеловым о том, как эти изменения скажутся на явке, репутации КПРФ и о шансах Сурайкина.

— В какой политической плоскости мы увидим Ищенко после выборов?

— Я абсолютно уверен, что мы через какое-то время услышим об условных политических торгах, и что за неучастие в выборах получили в целом бренд КПРФ, лично Геннадий Зюганов и Андрей Ищенко. Ищенко, конечно, не без помощи избирателей в Приморском крае, поднял позиции. Я думаю, он получил или получит хорошие дивиденды: просто так не уходят, не ложатся под бренд, не уступают выборы. Достаточно вспомнить кампанию в Брянской области, где в свое время серьезную конкуренцию составил Вадим Потомский, но снялся с выборов губернатора и получил заверения, что получит должность, а это были выборы совсем не приморского уровня. В итоге Потомский стал губернатором Орловской области, сейчас, правда, исчез с политического поля, ушел в Центральный федеральный округ, занимается полубизнесом-полуполитикой. Я думаю, об Ищенко мы еще услышим, он получит серьезную позицию, но непонятно, в какой именно плоскости.

— Дивиденды были дороже репутации среди избирателей?

— В этом искусство Геннадия Зюганова. Сначала он сильно сопротивлялся сценариям условного унижения КПРФ и его самого, а сейчас понял, что электоральных ослаблений у партии не будет в принципе по одной простой причине: для избирателя вопрос голосования за коммуниста и вопрос голосования за КПРФ — не вопрос политического субъекта. Совершенно неважно, Ищенко это или Иванов: фамилии вторичны по отношению к бренду. Избиратель выбирает партию и только после этого начинает идентифицировать, Ищенко это или Иванов. Зюганов понимает, что идет торговля брендом, это совершенно нормальное явление, потому что, кроме бренда, никаких фамилий в КПРФ для избирателя нет. Можно всех лидеров партии собрать и назвать четырьмя буквами КПРФ — избирателю этого достаточно.

— Явка 16 декабря снизится на фоне снятия с выборов КПРФ? В соцсетях Ищенко люди пишут, что он предатель, это признак того, что явка упадет, что люди разочаровались?

— Жители Приморского края, которые пойдут голосовать, это не жители соцсетей. Избиратели у нас — вторая половина жизни. Я с трудом представляю жителя Приморского края 60 лет, который в инстаграме пишет гадости Ищенко. Это рефлексивные молодые ребята, которые не пойдут на выборы в подавляющем большинстве. Часть второй половины жизни, думаю, около 12%, разочаруется. Все остальные будут выбирать из того, что есть.

— Выборы для Кожемяко пройдут без конкуренции?

— Да, выборы будут не конкурентными, скажем так, на доверие жителей Приморского края к возвратившемуся через два других региона кандидату. Кожемяко — местный парень. В свое время он проиграл выборы губернатору Дарькину, работал главой Корякии, потом объединялся с Камчаткой, потом главой Сахалина, и вот мы видим, как он возвращается. Видимо, сценарий Кремля по максимальному устранению проблем с кандидатом от президента, в данном случае Кожемяко, стал целесообразным именно в таком виде: не стали рисковать, не стали снова тренировать избирателей края, поставили самовыдвиженцем.

— Каковы шансы у Сурайкина?

— Сурайкин — это детский сад, спойлерская партия. Сам по себе парень, наверное, интересный, но задач политических у него нет, только разбавлять голоса КПРФ в сложных ситуациях, ослаблять электоральные позиции, скажем так, основной партии коммунистов. Потолок Сурайкина — 10%. Когда два альтернативных кандидата, «Коммунисты России» обычно забирают 5-8% у основного кандидата или КПРФ. Вроде бы представитель коммунистов в широком смысле этого слова от левого крыла в избирательной кампании присутствует, но достойной конкуренции нет. Возможно, произойдет какое-то чудо и впервые в истории Российской федерации кандидат от «Коммунистов России» наберет больше 10% голосов и будет этим гордиться всю жизнь. Это для них, конечно, заоблачные мечтания, они работали в категории от 3 до 7%, не беря в расчет аномалии, где «Единая Россия» совсем облажалась и люди от отчаяния дали кандидату от «Коммунистов России» 30% голосов.

— Тактика самовыдвижения с поддержкой «Единой России», начиная от Путина, так и будет теперь использоваться?

— Там, где будет сложно рассчитать, где будут высокие риски от использования бренда «Единой России», кандидаты будут идти самовыдвиженцами при поддержки партии. Это очередная аномалия нашего политического процесса. Ведущая партия, благословенная президентом, в определенных электоральных процессах имеет вес, а судя по последним голосованиям, процентов стало совсем мало. Более того в части территории мы понимаем, что, если бы кандидат пошел не от «Единой России», он бы, возможно, взял больше голосов. Автоматически принимается решение. Регион сложный, нужно, чтобы выборы прошли без сучка, без задоринки. Мы увидели по Хабаровскому краю, Владимирской области, что система готова прогнуться в своих принципах, потому что это очень сложные территории, а Приморье — центр России на Дальнем Востоке, поэтому политические решения там особые.

— Кремль дал понять, что в либерализации, отмене муниципального фильтра, возвращении графы «против всех», не видят необходимости. После выборов 16 декабря будут ужесточения в избирательной системе?

— Очень важно отличать тренд от случайности. Кремлю очень выгодно тренды превращать в случайности. Команда Кириенко работает в парадигме «тренды задаем мы, а все остальное — случайности». Ситуация в Приморье, Хакасии, Владимире и с отставками губернаторов — это все воспринимается как разные проекты. Это особенность команды Кириенко, они проектники. Условно говоря, проект «Приморье» это не проект «Хабаровск». Эксперты могут сказать, что это тренд, что кандидатов от Кремля не поддерживают, но команда технологов Кремля говорит: «Нет! Это уникальности. Там Тарасенко облажался, там Шпорт, там Орлова и так далее». А на случайности реагируют уникальным набором политических решений. «Приморье не задало никакой тренд. Что, теперь во всех регионах коммунисты будут основными конкурентами? Кто вам такое сказал?», — обсуждают сейчас чиновники администрации президента. Будет как было.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.