in

Как хабаровчане возвращают Сергей Иваныча. Авторская рассылка «МБХ медиа»

фотография: Михаил Шевелев / «МБХ медиа»

Привет, это корреспондент «МБХ медиа» Михаил Шевелев, и я хочу рассказать вам про другую страну.

Уже четыре дня я нахожусь в Хабаровске, столице протеста последних недель. Первое впечатление от города — тут по-другому пахнет, то ли морем, до которого тут не близко, то ли свободой. 

Вообще отличий от Москвы тут немало. До города меня довезла праворульная машина такси с дисплеем, на котором было очень много слов на японском языке. Я узнал, что в Хабаровске нет ни одной «Пятерочки», а «Макдональдс» отсутствует на Дальнем Востоке в принципе. Встретив местных полицейских, я впервые обнаружил, что в их униформе есть черные футболки-поло. Да и лозунг «Полиция, спасибо» сложно представить на любой протестной акции в столице. Ну, а о том, что местное отделение партии «ЛДПР» тут считают, и иногда небезосновательно, за реальную оппозицию, я вообще молчу. Я оказался в другой России.

С одной стороны, это удивительно. В месте, где говорят на том же языке, а по телевизору показывают те же «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Вести недели», совсем другая жизнь. «Мы здесь власть», — перенимают хабаровчане зародившийся в Москве лозунг, но когда они это скандируют, перекрыв «местную Тверскую» — улицу Муравьева-Амурского — звучит это убедительнее. Они действительно считают Хабаровск и весь Дальний Восток своим. 

Из-за того, что людей тут живет в разы меньше, чем в одной только Москве, коммуникация здесь прямее и проще. «Откуда вы узнаете о новом митинге?» — спросил я у одного из протестующих. «А я живу в трех домах от штаба Навального, я к ним днем захожу и спрашиваю», — ответил он.

«Позор Москве» и «Верните нам Фургала» — самые частые лозунги на местных митингах. Других политических требований почти не звучит. Хабаровчанам очень хочется, чтобы федеральная власть попросту не вмешивалась в их дела.

Люди, которые вышли на защиту своего выбора, не строят особых иллюзий — они понимают, где в России принимаются главные решения. «Разве мы можем на что-то в Москве повлиять, — сказал мне один из протестующих. — Нас же тут всего три миллиона на Дальнем Востоке. Если даже все вместе мы против Путина проголосуем, это ж ничего не значит в масштабах страны». Влияние же столицы на регион распространяется, и кто здесь теперь будет губернатором, решается уже не на выборах.

Отсюда и такое раздражение в отношении нового врио из Москвы Дегтярева. Фургал — свой, выбранный, местный, Дегтярев — присланный. 

И все равно хабаровчане искренне верят, что смогут по-настоящему повлиять на происходящее здесь.

– Будем стоять до конца. 

– А когда конец?

– Когда Сергей Иваныча вернем.

Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.