Все, кто хоть раз были в Каталонии вообще и Барселоне в частности, не могут равнодушно смотреть на то, что там сейчас происходит. Вообще, после Крыма мы уже привыкли жить чьей угодно жизнью, кроме нашей собственной, российской. Но Каталония, в отличие от Украины и тем более Сирии, подталкивает к проведению параллелей. Потому что в Барселоне сейчас – массовые беспорядки. И в Москве летом были… «массовые беспорядки».
Как раз на неделе, спустя почти два месяца, нам показали «кино» на минутку хронометража, куда притянули за слоновьи уши примеры этих страшных беспорядков и невероятного насилия протестующих над полицейскими. Кинишко коротенькое и совсем дохлое (репортаж “Первого канала”).
Чтобы понять, чем являются массовые беспорядки, не требуется заглядывать ни в какие кодексы и листать словари – это вполне постижимо для людей, обладающих логикой и здравым смыслом. Прежде всего, должно быть очевидное насилие. И насилие должно быть со стороны митингующих, протестующих. У нас же норму по насилию с запасом выполняли и перевыполняли силовики с тонкой душевной организацией – не боящиеся ломать людям ноги, но боящиеся пролетающих в километре от них пустых пластиковых бутылочек.
Другой важнейший признак беспорядков и их массовости – это вандализм. Надо что-то поджигать, переворачивать, ломать и бить. Сколько витрин было разбито? А сколько сожжено автомобилей? Перевернуто? Ну, кирпичом-то кинули хоть раз в стекло или куда-нибудь? Ноль! Ничего не было! Ни одно из необходимых условий беспорядков не соблюдено. А вся массовость уместилась в ролик длиной в минуту, который скрупулезно собирали и монтировали аж два месяца!
То ли дело Каталония. У меня чувства смешанные. Я как мог старался вникнуть в суть конфликта (не сейчас, а уже давно, даже до того, как впервые приехал в Барселону) и сейчас по сумме впечатлений могу сказать, что я на стороне каталонцев. Мадрид был к ним жесток в прежние времена и несправедлив уже в наше время. Их стремление к независимости стойко и очевидно. Они пытались получить самостоятельность путем референдума, который был совсем не похож на крымский! А в ответ получили репрессивные приговоры с очень большими сроками для организаторов «мятежа». То есть, на мой взгляд, именно федеральная испанская власть спровоцировала то, что творится в эти дни.
Но! Насилие я могу объяснить, но не поддержать. И вот то, что происходит — в первую очередь в Барселоне – это, конечно, массовые беспорядки. Десятки пострадавших с обеих сторон. В том числе и со стороны полиции. И пострадавших не «морально», не от перцового баллончика и стаканчика – а конкретно от побоев. Баррикады, поджоги, автомобили, превратившиеся в груду сгоревшего железа, перекрытые дорогие и не работающий транспорт. Баррикады уже есть! И всеобщая забастовка. Для полноценного бунта не хватает уже только стрельбы и погибших. Не дай бог!
При этом силовики в какой-то степени сами заложники ситуации. Им приходится отдуваться за неразумное поведение своего правительства и получать тумаки. И нельзя сказать, что полиция превышает пределы самообороны. Она тоже бьет людей – но скорее в ответ. Да, есть дубинки и слезоточивый газ. Но в такой ситуации без всего набора спецсредств уже, видимо, не обойтись.
Как невероятное событие подается дебют водомета! Он был закуплен еще 1994 году. Четверть века машина ждала шанса проявить свои возможности и, наконец, показала себя в деле.
Приглашение на казнь. Антон Орех об убийстве саратовской девочки и опросе Госдумы
Иногда для бунта и жестких решений нужен...
Всё это очень невесело, однако пока беспорядки не переросли в побоище. 54 задержанных в ночь на субботу на фоне пылающих машин и покрышек. В Москве после несанкционированных, но максимально мирных акций людей задерживают сотнями – иной раз и больше тысячи выходит! В Каталонии видео беспорядков можно смотреть часами — материалов полно! А у нас минуту рожали два месяца.
И в ответ на сакраментальный вопрос «хотите как в Каталонии?», я отвечу: смотря чего? Насилия и пожаров не хочу. Но местную полицию на нашу, наверное, поменял бы.