in

Конец политического Хэллоуина: Антон Орех о ноябрьских праздниках нового времени

Участники акции "Русский марш" во время марша от станции метро "Октябрьское поле", 4 ноября 2018 года. Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

Сегодня, 5 ноября, у нас выходной. Но поди вспомни, в честь чего он образовался. Как говорили в прежние времена, «спасибо партии за это». Партию и поблагодарим. Причем не какую-то из текущих, а Коммунистическую партию Советского Союза. А если быть совсем точным – то РСДРП(б). Это ведь большевики устроили 7 ноября по старому стилю в Питере мятеж, позже названный революцией, да еще и Великой, да еще и Октябрьской. Наш стиль – отмечать Октябрь в ноябре.

Но всякому безобразию рано или поздно наступает предел и однажды история сбросила со своего корабля советский строй и многие его причиндалы. Однако не все.

7 ноября даже после распада Союза пытались каким-то странным образом отмечать. А все потому, что граждане привыкли, что в ноябре у них выходной! Выросло несколько поколений людей, которые уже на генетическом уровне, на уровне биоритмов привыкли 7 ноября не работать! Людям и так несладко жилось. Демократическая власть не могла обижать людей, лишая дня отдыха.

Низвергая коммунистическую идеологию, эта новая власть благосклонно относилась к тысячам памятников Ленину и прочих мерзавцев по всей стране, к десяткам тысяч названий улиц и переулков в честь всей этой шантрапы. Сюда же и выходной день 7 ноября добавился – спасибо, что хоть 8-е число перестало быть днем расслабона.

13 лет понадобилось, чтобы абсурд стал очевиден уже всем, кроме зюгановцев. 7 ноября тоже отменили. Но людей же нельзя обижать! Они же впитали с молоком матери, что в начале ноября работать грех! И тогда для народа придумали новый праздник. Пусть и не в точности 7 числа, но рядышком.

Нашли, видимо, того единственного историка, который, внедрившись в глубь веков, нащупал там что-то примерно-приблизительно похожее на повод для гулянья. Якобы именно в этот день мы (мы!) выгнали польских оккупантов… даже не помню откуда – наверное, из Кремля… или из Москвы… Да никто не помнит! А главное, что ничего такого в реальности не было!

И главное, что это вообще не повод для праздника. Как можно праздновать всей страной событие, о котором подавляющее большинство понятия не имеет и само наличие которого весьма сомнительно? Но так не для празднования же это затеяли – а чтобы выходной не пропадал! И кому какое дело вообще, что там было, если есть законный повод не ходить на эту чертову работу и отдыхать три дня подряд!

У нас же есть еще одна великолепная традиция. Если праздничный день выпал на обычные выходные или как-то неудобно стоит в календаре, родное государство не бросит нас в беде и перелопатит календарь так, чтобы нерабочие дни выстроили в линейку, и мы могли дня три минимум отдаваться беззаботности.

А тут еще и погодка не такая, как всегда в это время года. Смотришь кадры исторического Парада в ноябре 1941, как бойцы идут прямо на передовую в дикий мороз сквозь сугробы, и понимаешь, что глобальное потепление – не миф. Можно даже устроить последние (или как принято нынче формулировать – крайние) в этом сезоне шашлыки. Все на дачу! Ура!

Впрочем, власть все-таки не до конца честна с нами. Она не может сказать прямо: да какой хрен разница, что было в этот день – вы привыкли отдыхать в ноябре – вот вам выходной безо всяких объяснений. Нет – решили в пустую оболочку напихать такого же пустого смысла про национальное единство и все в таком роде. Снимали полу- и малохудожественные фильмы, говорили  высокопарные слова, лепили странные памятные знаки и тужились сочинить миф, проведя ниточку от 1612 года к 1812 году – а там и до Великой Отечественной.

Вышло, как всегда, нечто несуразное. Некоторая часть населения еще пуще начала ненавидеть поляков. Ну, как же – мы ж над ними викторию празднуем! Целый выходной устроили спустя 400 лет! Поляки стали относиться к нам по такому случаю еще более подозрительно.

Однако главным итогом последующих 13 лет после учреждения квази-праздника, стало его превращение в День Националиста. Когда темные и серые силы нашего общества вдруг начали вылезать на свет божий и превращать 4 ноября в политический Хэллоуин. Выходной без смысла трансформировался во что-то не очень приятное. В этом еще одно уникальное наше умение – генерировать вред даже из совсем на вид безвредных вещей.

Русский марш стал одним из символов крепнувшего год от года мракобесия, а власти этому никак открыто не препятствовали. Хотя в это же время любые оппозиционные активности сталкивались со все более жестким противодействием. А националисты бодро шли с хоругвями и баннерами под черносотенными лозунгами.

Но в нынешнем году выдохлось и это движение. В хоругвях нет недостатка и во все остальные дни. Противопоставление России остальному миру из лозунга маргиналов превратилось в официальную политику – а отряды гопников теперь задействованы в нападениях на активистов совместно с казачками. Русский марш себя исчерпал. А власть перестала усугублять бестолковую повестку праздника новыми сочинениями.

И получается так, что 4 ноября в 2018 году впервые не вызывает никаких особенных дискуссий. Выходной стал выходным – ради чего и придумывался. Неужели настал конец этого политического Хэллоуина? Но не забудем, что выходной 4 числа наследует все-таки празднику большевиков и дух мятежников продолжает незримо в нем присутствовать. А последующие поколения будет все труднее заставить работать в волшебный ноябрьский денек.  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.