С выборами — и в столице, и в стране — произошло много всего смешного. В Петербурге так и вовсе губернатором стал нарисованный человек-анекдот. Ну то есть как стал — назначили, забыв, что губернаторов в России снова выбирают, причем довольно уже давно. Забавно наблюдать, как изворачиваются лидеры системных партий, которым надо ведь теперь объяснять настоящему начальству из Кремля, как так вообще вышло, как получилось, что в Москве, например, их технические кандидаты потеснили уважаемых людей. Владимир Жириновский на пресс-конференции, посвященной итогам единого дня голосования, успел даже обвинить «Справедливую Россию» и КПРФ в подготовке Майдана у стен Кремля.
Ему, с одной стороны, попроще — в столице ЛДПР не получила ни одного мандата, оправдываться не придется. Но с другой, его партия разгромила «Единую Россию» в Хабаровске, а за такое, конечно, тоже по головке не погладят.
Геннадий Зюганов объяснял успехи коммунистов тем, что у «государственно-патриотических сил во главе с КПРФ» есть конструктивная программа. Смелое, между прочим, заявление, практически уже за гранью фронды: кто ж не знает, что во главе государственно-патриотических сил — не КПРФ, а Владимир Владимирович Путин лично? Аккуратнее, Геннадий Андреевич, так ведь можно и пропуск в спецбуфет на стол положить!
Но смешнее всех результаты выборов в Москве прокомментировал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Вот заголовок из ленты ТАСС: «Миронов: “умное голосование” не повлияло на победу справороссов на выборах в Мосгордуму». Вот прямая речь партийного вождя, не особо, конечно, внятная, но это простительно, волнуется человек — ему ведь тоже за свою «победу» перед старшими объясняться придется: «Я думаю, что так называемое “умное голосование” должно быть благодарно в том числе и нашим сильным кандидатам, которые без всякого умного голосования, без подсказки некоторых товарищей вели очень активную кампанию. То, что их включили (в список “умного голосования”) — попытка примазаться к “протестному голосованию”, которое было налицо. Я считаю, что это был пиар-ход, потому что, заранее видя сильных кандидатов, которые на протестном голосовании имели очень большие шансы, их взяли и включили в этот список».
За сбивчивой речью — простая мысль: партия Миронова выставила на выборы невероятно сильных кандидатов, и Алексей Навальный включил их в свои списки, чтобы себе же и приписать неизбежную победу поборников справедливости.
Грандиозная победа «Справедливой России» — это три кандидата в Московской городской думе. И две умопомрачительных истории.
В округе №45 победил кандидат-эсэр Магомет Яндиев. Округ целенаправленно зачищали под Валерию Касамару, проректора ВШЭ из «Единой России», которая, как и все прочие единороссы, на выборы шла самовыдвиженкой. Членство в ЕР для Москвы — не плюс, а довольно жирный минус, это нам мэр с подручными по простоте душевной еще в самом начале кампании объяснили. Конкуренцию Касамаре должен был составить независимый кандидат Илья Яшин. Не сложилось. Яшина сначала не допустили до выборов, а пока Касамара рассказывала, как в Москве озверевшие революционеры метали в робких и хрупких омоновцев асфальт, Яшин отбывал пять подряд административных арестов. Продолжая, впрочем, даже из узилища пакостить достойной во всех отношениях женщине. Призвал в рамках стратегии «умного голосования» поддержать коммуниста Владислава Колмагорова. Старшие товарищи провели с Колмагоровым вежливую беседу, и тот с выборов молниеносно снялся. Тогда Яшин поддержал Яндиева. Он и попал в итоге в «список Навального». Яндиев был техническим кандидатом, ни на что не претендовал, кампанию не вел, и даже в лицо его никто в округе не знал. Теперь он — депутат МГД, а Касамара рассказывает о беспрецедентной травле и о том, что ее победила «мусульманская диаспора».
Есть сильное подозрение, что у тех, кто соглашается на политическое сотрудничество с мэрией, конфискуют и совесть, и здравый смысл, и даже после провала на выборах конфискованное не возвращают.
Но у Яндиева есть важный плюс: он все-таки существует.
Куда интереснее сложились дела в округе №3. Там должен был избираться бывший председатель движения «Открытая Россия» Александр Соловьев. Чтобы осложнить ему жизнь, в том же округе зарегистрировали явного спойлера — Александра Соловьева из «Справедливой России». И поторопились. Настоящий Соловьев — это ведь норма для независимых кандидатов в Москве — вместо выборов попал в спецприемник, и спойлер, который должен был просто отъесть у настоящего Соловьева некоторое количество голосов, сделался предметом ненужным.
Однако и его включили — штуки ради и за неимением выбора — в список «умного голосования», да еще и Михаил Ходорковский призвал его поддержать, чтобы «продемонстрировать самоиронию». Знакомые мои за пару дней до выборов пытались выяснить в московском отделении «Справедливой России», кто это вообще такой. Там отмахнулись — сами не знаем, подите, не до вас.
И вот теперь ненастоящий Соловьев — тоже депутат МГД. Новости о победе ненастоящего Соловьева несколько СМИ проиллюстрировали фотографией настоящего Соловьева. Никто не знает, как выглядит кандидат-победитель, и вообще не факт, что он существует в природе.
И только про победившего в 16 округе кандидата от «Справедливой России» Михаила Тимонова плохого не скажешь: политический активист со стажем, человек, в округе известный, поддержанный не только Навальным с его «умным голосованием», но и другими представителями оппозиции. Тут вопрос, скорее, в другом — непонятно, что нормальный человек делает в партии Миронова.
Согласитесь, и правда ведь комментарий Миронова — смешнее прочих. Как там это было у классика? «Подарить ему барана! Он изрядно пошутил».
Но все эти истории — не про партию «Справедливая Россия», разумеется. Никакая это не партия, нет такой партии. Они — про партию «Единая Россия». Кандидаты от «Единой России», имея изрядные бюджеты и практически неограниченный админресурс, умудрились, даже после снятия с выборов серьезных оппонентов, проиграть людям без имен и лиц, возможно, даже не существующим.
Это ли не показатель народной любви?
Уходили первоклашки на нелепую войну
Второго, а не первого сентября, как обычно,...
И — отчего бы не помечтать — давайте попробуем представить, что с ними будет, если независимые кандидаты на выборы все-таки когда-нибудь прорвутся?
Представили? Красиво, да, но стоит иметь в виду, что не только мы с вами о будущем задумываемся. Настоящие начальники «системных оппозиционеров» и стеснительных единороссов тоже, конечно, свои выводы сделали, и все усилия приложат, чтобы настоящие независимые кандидаты никогда ни на какие выборы не попали.
Не для того настоящие начальники сидят в своих мягких креслах.