in

Нечто невозможное. По-честному здесь не играют

Фото: МБХ медиа
Иван Давыдов

Не помню уже, когда точно, помню, что после очередных парламентских выборов, — в этом веке все парламентские выборы были ведь одинаковыми, — я беседовал с одним прославленным и мудрым политологом. Я изображал циничного пессимиста, мне казалось, все более или менее понятно уже и с развитием российского парламентаризма, — извините за эту смешную последовательность лишенных значения слов — и, что много печальнее, с тем, насколько обществу нужен этот самый парламентаризм. Да и вообще — интересно ведь иногда поработать адвокатом дьявола. Особенно если это бесплатно, в порядке праздной болтовни, и, соответственно, муками совести не чревато.

— Ну, нарисовали они себе победу, и что? — цедил я сквозь зубы, поскольку думал тогда, что циничный пессимист и должен цедить сквозь зубы. — В этом даже какой-то смысл есть. Какая-то извращенная честность. Они бы ведь все равно победили. Они — партия Путина, Путин — сверхпопулярный политик, они — партия начальников в конце концов. Процентов тридцать даже на честных выборах голосует за партию начальников, про это в любом учебнике написано. Если в стране какого-нибудь особенного кризиса нет, конечно.

Здесь необходимая ремарка: кризиса тогда в стране не было. Не было войны на ближних рубежах, была дорогая нефть и доступные кредиты для граждан. В общем, все, можно даже сказать, цвело.

— Все так, — возразил мой собеседник, — но ты вот ответь на вопрос. Если бы они, как ты говоришь, «и так бы все равно победили», то отчего бы им хоть раз не попробовать? Взять и победить честно. Разом отбросив все возможные претензии, и, тем более, обвинения.

Скажу откровенно. Я тогда растерялся. Правда ведь — интересный вопрос?

Я не просто так вспомнил про этот малозначительный разговор. Я про него вспомнил, читая новости о бедах Алексея Навального. У Алексея Навального опять украли партию. Политик в девятый раз (вы только вдумайтесь, взвесьте цифру эту — в девятый раз!) попытался зарегистрировать в Министерстве юстиции партию. У него хватает сторонников, у него есть программа, все, кто хоть как-то интересуется в России политикой, слышали о его расследованиях. У него даже оставшаяся от президентских выборов, до которых его, разумеется, не допустили, система региональных штабов осталась и действует. А партии нет. То к мелочи какой-нибудь придерутся, а то и вовсе вдруг выяснится, что уже зарегистрированная партия аккурат вот теперь решила переименоваться, выбрав именно то название, которое пытался зарегистрировать для своей партии Навальный.

Регистрировал «Народный альянс», и оказалось, что никому неизвестная, ни для чего не нужная, зато зарегистрированная партия «Родная страна» стала называться «Народный альянс». Регистрировал «Партию прогресса» — и тут же нашлась «Партия прогресса». Регистрировал — уже в мае этого года — «Россию будущего», но куда там. Оказывается, есть уже такая партия. Раньше называлась «Партией свободных граждан», но сделалась вдруг «Россией будущего».

Партия — абсолютно никчемная. Даже в качестве спойлера ни на одних выборах толком не отработавшая. Последняя новость на сайте — о том, что члены партии приняли участие в каких-то там рождественских гуляниях. Да что там, на официальном сайте ее даже переименовать не успели. Им самим не интересно, как они называются, единственный смысл их существования — в том, чтобы вовремя занять поляну, и в очередной раз выпихнуть из легальной политики настоящего политика.

Ну, чтобы совсем все было понятно. Партия эта настолько никому неведома, что даже профессионалы-новостники путались, составляя сообщения о печальном происшествии с Навальным. Обзывали «Партию свободных граждан» «Партией свободных людей». А знаете почему? Потому что незарегистрированная «Партия свободных людей» хоть чем-то прославилась. Это движение сторонников видеоблогера Вячеслава Мальцева, того самого, который делал канал «Артподготовка», взбудоражил оппозицию, напугал ФСБ, — в спецслужбах, кажется, всерьез поверили, что поклонники Мальцева двинут штурмовать Кремль, — едва не попал в тюрьму и вынужден был эмигрировать. Про него — да, слышали. Про «свободных граждан» едва ли.

Но это зарегистрированная партия, вот ведь в чем дело. Официальные социологические конторы, если и вспоминают вдруг про Навального в своих рейтингах, то рисуют ему показатели на грани погрешности. Анонимные (да и неанонимные тоже) авторы телеграм-каналов, кормящихся от кремлевских щедрот, не устают рассуждать, что блогер — ну, конечно, блогер, а не политик, какой он политик, у него же нету партии, — исписался, погряз в вождизме, неинтересен даже сторонникам.

Ну, если все так, зарегистрируйте его партию. Пустите его соратников на выборы (раз уж сам он такой никчемный политик, что целый закон пришлось принимать, чтобы его до выборов не допустить). Унизьте их, порвите в честной борьбе в клочья, втопчите в пыль, киньте им эти их несчастные проценты на грани погрешности, чтобы не было у них неадекватных представлений о собственной значимости. Чтобы они раз и навсегда все про себя поняли.

Но нет, что-то вот не получается. Получается семьи травить в карманных медиа (почитайте, что творят с Любовью Соболь) или липовые дела стряпать (опять же — почитайте, что творят с Леонидом Волковым).

Читаешь отчеты провластных социологов о любви петербуржцев к врио губернатора города Александру Беглову, и думаешь — ну, уж этот-то выйдет на честный бой. Он ведь и так всех порвет, чего ему опасаться. Да и было бы, кого рвать. А потом глянешь, сколько нелепой, фальшивой патоки не первый уже месяц льют Беглову на усы и федеральные каналы, и местные издания, передернет тебя, и поймешь — нет, опять, похоже, не получится по-честному. Опять почему-то не получится.

И так — везде. На выборах любого уровня, в судах по резонансным делам, в официальной реакции на любой протест. Не выходит почему-то по-честному. Никогда.

Временами ведь даже сообщения о подтасовках на выборах президента всплывают. Честно, я вот уверен, что Путин любые свои выборы выиграл бы «и так». Но не решаются они на это «и так».

Что-то такое про себя понимают, похоже, что не позволяет рисковать, несмотря на любые цифры у социологов в табличках.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.