in

Недооттепель. Антон Орех о том, почему власть не может отказаться от кнута

Митинг в поддержку Навального в Москве
Полицейский на Тверской улице. Фото: Валерия Савинова / «МБХ медиа»

У меня есть один очень «везучий» друг. Имеет он обыкновение попадать во всякие странные или неприятные истории – зачастую вообще безо всякой своей вины. Это «везение» периодически распространяется и на его близких. Вот на январских акциях поймали его сына в Москве – слава богу, дело закончилось без побоев и страшнее штрафа ничего парню не прилетело. А на новейшей апрельской акции – уже в Питере – поймали уже его дочь. Теперь друг мой надеется, что и здесь хуже штрафа ничего не прилетит. И он как раз из тех людей, кому не показалось, что на минувшей неделе в Россию вместе с весной пришла и некая оттепель. 

Ну, а что – все признаки же налицо! К Навальному пустили докторов. Не совсем тех, каких он хотел увидеть, но все-таки это были настоящие врачи. И Навальный прекратил голодовку. 

Путинское Послание полусонным депутатам и сенаторам оказалось практически беззлобным, если не считать цитат из мультика по Киплингу. А ведь чего только не ожидали! От поглощения Беларуси до войны с Украиной. А президент просто дал немного деньжат школьникам. 

А потом еще и войска от границы отправили обратно в казармы – на радость тем, кто знал о решении заранее и успел верно сыграть на индексах и курсе рубля. 

Наконец, протесты в среду обошлись без побоища – хотя у петербуржцев, наверное, иная точка зрения. Но столичные улицы со свободным гулянием почти до полуночи, с фонариками и кричалками не были похожи на улицы, где ведутся боевые действия, как это было зимой. 

Возможно, такое внезапное миролюбие как раз и объяснялось Посланием. Кому-то не захотелось портить красивую картинку, когда благодеяния Владимира Владимировича соседствовали бы с избиениями, автозаками и людьми, которых за ноги куда-то тащат полицейские. Возможно, что это был пробный одноразовый эксперимент, чтобы посмотреть, куда зайдет протест, если ему не противодействовать жестко, но в Петербурге провести все как обычно — с сотнями задержанных, с электрошокерами и т.д. — именно для сравнения методов. 

Есть и более хитрая идея. Когда людей бьют и хватают публично, на глазах других граждан, да еще под камерами журналистов и сотен телефонов в руках свидетелей – это становится резонансным, привлекает внимание, поднимает волну – в том числе, на проклятом Западе. А можно спокойно всех вычислить, но начать брать потом, по одному, когда и накала такого не будет и публичности. Посмотрите сколько уже активистов столкнулись с преследованиями после московской части акции, прошедшей вроде совершенно благостно! 

И я бы в любом случае не обольщался насчет каких-то послаблений в какой бы то ни было общественной сфере. Это противоречит самой природе режима. Который всякую уступку рассматривает как проявление слабости, а всякое недовольстве расценивает не просто как неприятность, а как измену и предательство. Власть может проводить разнообразные маневры и манипуляции. Потому что люди для нее – это фишки на игровом поле. И в рамках этой игры временно можно не только закрутить потуже, но и чуток ослабить резьбу. 

Все годы путинского правления утверждалось одно: протесты – это Майдан. Любая уличная активность направлена на бунт и переворот. Дай волю этим протестантам и они тут же выйдут толпой и пойдут на Кремль. Хотя реально бунт провоцируют как раз репрессивные меры, лишающие людей любого мирного, законного способа выразить свое мнение и недовольство. Все запреты и ограничения ведут к радикализации и формируют прослойку людей, которые просто не боятся ничего и готовы на все. Сто лет назад такие люди делали в России революцию. Но власть как будто не понимает этого и от кнута отказаться не может. 

С другой стороны, если вдруг начать все потихоньку разрешать, то чем тогда стращать народные массы? Пропаганда построена на том, что нам везде и во всем мешают враги. Они окружают нашу страну снаружи, они содержат здесь «иностранных агентов», они инспирируют вот эти протесты. А в протестах участвуют враги внутренние. И если отказаться от создания образов разнообразных врагов и не засирать этим мозги обывателям, то простые граждане могут начать задавать вопросы. Почему цены и тарифы растут, почему чем дальше, тем беднее мы живем при этой власти? Приглядятся и поймут, что не Байден разбил лампочку в подъезде и не Навальный мешает вкрутить вместо нее новую.  

Людям ни в коем случае нельзя дать опомниться. Нельзя позволить вернуться в реальную жизнь из придуманного мира, где разнообразные монстры покушаются на нашу страну. Российский авторитарный режим в этом смысле ничем не отличается от прочих подобных режимов. Так что никакая у нас не оттепель. Недооттепель – в лучшем случае. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.