Привет! Меня зовут Настя Ольшанская, я корреспондент «МБХ медиа». В четверг я весь день провела у суда, как и еще пара сотен человек. Шестого августа там огласили приговор по очень важному и резонансному делу — делу «Нового величия».
Процесс длился больше двух лет, а в четверг семерых человек признали виновными в создании экстремистской организации — того самого «Нового величия». Обвинение настаивало, что целью сообщества было свержение конституционного строя в России. Судья Маслов с этим согласился.
Если хотите подробнее узнать о сути дела — посмотрите мой блог.
А сейчас я хочу обратить ваше внимание на важный момент. Четыре человека получили условные сроки. Еще три — получили сроки вполне реальные, причем практически столько же, сколько запрашивало обвинение.
«Лидер» «Нового величия» Руслан Костыленков получил семь лет колонии — прокурор просил для него семь с половиной. Петр Карамзин и Вячеслав Крюков шесть с половиной и шесть лет — ровно столько, сколько и просило обвинение. Это огромные сроки. Да, ребята уже больше двух лет сидят в СИЗО и совсем скоро смогут претендовать на условно-досрочное освобождение. Но смогут ли они его получить? И будут ли пытаться? Руслан, к примеру, не раз говорил, что если ему дадут большой срок, то в колонию он не поедет и «предпочтет смерть лишению свободы».
Еще во время последнего слова Костыленков сказал следующее: «Я считаю, что мы трое наименее известны в публичном пространстве относительно других фигурантов уголовного дела. Наши оппоненты по уголовному делу считают, что если мы получим большие сроки, то общественность безропотно и тихо примет их, не будет особо возмущаться».
Действительно, общество активнее всего заступалось за двух девушек — Анну Павликову, которой на момент ареста было 17 лет, и Марию Дубовик. Сначала обеих отправили в СИЗО, где фигурантки серьезно подорвали свое здоровье. И только после большой кампании в их поддержку девушек отпустили под домашний арест. И обычные активисты, и СМИ так сильно вцепились в девушек, что реальные сроки им дать просто не могли.
За парней же вписывались меньше. Вот и получилось, что условные сроки дали только тем из них, кто практически не участвовал в жизни «Нового величия». Те же ребята, которые проявляли хоть какую-то активность, отправились в колонию.
Кстати, если бы не общественная поддержка, девушкам тоже вполне могли дать реальные сроки. Именно Мария Дубовик создала открытый чат «Клуб любителей растений», который впоследствии переименовали в «Новое величие». А Анна Павликова ездила на заброшенный полигон в Хотьково, где участники чата стреляли из зарегистрированного ружья и бросали в стену «коктейли Молотова».
Это не значит, что девушки виновны. Скорее наоборот: ребята невиновны так же, как и девушки. И раз Павликову и Дубовик удалось отстоять (огромные, но условные сроки у нас называются «отстояли»), то удалось бы спасти и парней — они ведь сидят ровно за те же вещи, которые делали и девушки.
Да, теперь у Павликовой и Дубовик условные сроки. Это, несомненно, заслуга гражданского общества. Но я была у суда и видела, как Мария и Анна плакали, как плакали близкие ребят, которые получили реальные сроки.
Я думаю, у нас всех есть повод задуматься о том, что мы могли спасти еще три жизни.
Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.