in

Охранители и революционеры: кто есть кто

Во время митинга за свободные выборы в Москве, 27 июля 2019 года. Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Во всем хочется искать хоть какую-то рациональность, а верить в то, что правят нами люди не только озлобленные (это еще ладно, это куда ни шло, этим не удивишь), но и откровенно безумные — наоборот, не хочется. И вот уже пару дней я пытаюсь сам себе объяснить: зачем они устроили эту акцию полицейского разбоя в центре Москвы. Масштабы — невиданные, зверства — немотивированные.

Иван Давыдов

Если запугать хотели — то не очень вышло. Если показать, что все контролируют, то еще хуже. Логичное объяснение у меня получается только одно. Главный фетиш у нынешней власти много лет уже — суверенитет и его защита. И даже не важно, как они понимают смысл этого непростого иностранного слова (хотя смысл его они понимают просто: суверенитет — это возможность творить на подведомственных территориях все, что угодно, не оглядываясь на оценки извне; на оценки изнутри они и без того никогда не оглядывались). Важно, что они пытаются нам внушить.

Тут тоже пугалки нехитрые. «Будет как в Киеве». «Придут солдаты НАТО». Наплюют в колодцы, поломают балалайки. Возможно, даже над матрешками надругаются. Ход мысли понятный. И вот я думаю: а что, если они нам просто наглядно решили показать, как выглядит крупный город, оккупированный вражескими войсками? В котором людей ловят, как дичь, и бьют без жалости просто за то, что они в выходной день ходят по улицам?

Посмотрели? Страшно? Ну, то-то же. Поняли теперь, почему мы с суверенитетом так носимся? 

Вот честно, никаких других хоть сколько-то осмысленных объяснений для полицейского бандитизма в собянинской Москве не нахожу.

Но случилось, ликуют те, кто почему-то называет себя «охранителями». Рассуждают про ничтожное число протестовавших, пугают друг друга какими-то «взрывпакетами», которые первой выдумала, судя по всему, глава RT Маргарита Симоньян, благодарят ОМОН за качественную работу, а иногда даже печалятся — где, мол, газ и резиновые пули? Доколе будем сюсюкать с негодяями, стремящимися опрокинуть страну в революционный хаос? Требуют арестов, посадок, крови.

Ну, и Бог им судья. А мы давайте попробуем разобраться с тем, что, собственно случилось. Несколько независимых кандидатов попытались принять участие в выборах в городской парламент, у которого прав — с голубиный нос. Этот факт настолько потряс московские власти, что независимых вышвырнули с выборов, фальсифицировав процедуру проверки подписей избирателей (это, кстати, уголовное преступление, но с кем не бывает, нам не привыкать). Фальсифицировали с нарочитой грубостью, спровоцировали скандал и протесты. После чего исправлять ошибки неумех из мэрии стали старшие товарищи: Следственный комитет завел уголовное дело, начались ночные обыски с задержаниями, в Москву свезли бойцов Росгвардии со всей страны, бойцы, те самые, у которых бравый генерал Виктор Золотов крадет гнилую капусту, показали зарвавшимся москвичам кто здесь власть.

Это, так сказать, хроника текущих событий. А за событиями — смысл. Тоже все довольно просто, как с суверенитетом. Есть пространство легальной политики. Лет двадцать государство потратило на то, чтобы внутри этого пространства могли существовать только имитации. Все, что для публики — выборы, заседания правительства, красивые речи, — постановка. Все, что всерьез, как раз этими декорациями и прикрыто. И без расследований, в общем-то, понятно, что раз прячут — значит, есть, что прятать. Значит, там, за декорациями, нечто малоприличное. 

Ну, иначе ведь не прятали бы, правда?

Система это долго выстраивалась. Население прикармливали деньгами, потом пугали ужасами Украины и развлекали присоединением Крыма. И вот деньги кончились, Крым присоединен, а Украина интересует только запертых, видимо, навечно в студиях гос-ТВ косноязычных экспертов. Для разговоров с населением, которое отказывается восхищаться повышением пенсионного возраста, стабильным падением реальных доходов и прочими плодами геополитических достижений партии, правительства, а также — самого национального лидера, лучшего друга подводников и физкультурников, аргументов не осталось.

Ситуация, в общем, нервная, и понятно, что если полыхнет по-настоящему, никакого ОМОНа не хватит, чтобы пожар потушить. Придется — как про лесные пожары в Сибири — врать, что это, мол, «естественное природное явление», и что тушить его незачем. Чтобы выиграть время и успеть добежать до самолета, который унесет куда-нибудь подальше от родных кошмаров. Туда, где заранее куплена уютная вилла.

Но ведь надо еще успеть добежать до самолета.

Есть при этом люди, которые пытаются реанимировать декоративные государственные институты. Заставить государство работать, не круша его на корню. Выборы сделать выборами, парламент парламентом. Вернуть в пространство тотальной имитации реальную политику. 

Но сам факт их появления даже на городских выборах вгоняет власть в истерику. И в ход идут грубейшие фальсификации, полицейский террор, уголовные дела и полицейские дубинки, — лишь бы только и намека на политику в стране не появилось.

Понятно, в общем, почему. Потому что у тех, кто во власть вцепился мертвой хваткой, на самом деле нет цели сохранить государство, и, тем более, страну. Цель — держаться за власть любой ценой, до последнего. А потом — в самолет и на виллу. Лишь бы момент не упустить.

Вспомнил, как знакомые мои, покупавшие в романтические девяностые акции МММ, прекрасно понимая, что имеют дело с пирамидой, постоянно терзались вопросом — сегодня не скинешь, так завтра эти акции превратятся в ненужные бумажки, будет больно. А что, если скинешь сегодня, однако завтра курс снова скакнет, а в ненужные бумажки акции превратятся только послезавтра? Будет обидно. Похоже, у держателей контрольного пакета российской власти терзания примерно такие же.

И ради того, чтобы еще один денек выгадать, они готовы устраивать бойню на улицах. Понимая, конечно, отлично, что это они и толкают страну к настоящему бунту и к большой крови, и что бунтовать будут вовсе не Соболь с Яшиным.

Соболь-то с Яшиным совсем не бунтари, они просто предлагают всерьез отнестись к тому, что написано в законах, и прекратить имитировать политику. Чего ее имитировать-то, чай, не оргазм. Они как раз и есть государственники, а вот в мэрии, да и в Кремле окопались плотно любители революций.

А жаль, совсем ведь не хочется бунтов и крови.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.