Привет, меня зовут Даша Данилова, и я даже не знаю, с чего начать. С того, что мы в «МБХ медиа» давно думали над легким разговорным подкастом? Или что большинство подкастов ведут люди 25-45 лет, и (возможно, именно поэтому) слушают их тоже люди 25-45 лет, а остальным просто некуда податься?
Нет, пожалуй, начать надо еще раньше. Начну с того, что у меня есть мама, Ольга Данилова. Самая фееричная мама в мире, без шуток. Если в студенчестве я приводила домой друзей, мама тут же оккупировала их и начинала болтать с ними так, будто всю жизнь только и мечтала узнать, где они учатся, чем занимаются и какие у них планы по захвату мира. На любом семейном застолье, дружеском вечере и вечеринке малознакомых людей мама моментально оказывается в свете софитов и берет на себя роль тамады, даже если там уже есть тамада. Кто бы ни произносил тост, мама тут же врывается с собственной историей, никому не оставляя шанса договорить. И хотя это кажется бестактным, невоспитанным и очень бесит, мама в два счета очаровывает новые компании, а в старых за ней уже давно зарезервирована роль гвоздя программы.
Много лет я пыталась воспитывать маму. Дергала ее за рукав, когда она уже набирала воздух во время чужого тоста. Призывала ее к порядку. Краснела перед теми, кого мама перебивала. Все было бессмысленно. Маму было не остановить.
Ах да, мама — сценарист. По большей части она пишет комедии о службе женщин в армии, потому что сама 20 лет прослужила в палубной авиации. Но пандемия сказалась на киноиндустрии не лучшим образом. Съемки заморозились, продюсеры замолчали, и мама заскучала. А когда мама скучает, под угрозой оказывается спокойствие всей семьи. Тут-то я и поняла, что все эти годы ошибалась. Не нужно было одергивать маму и просить ее вести себя прилично. Нужно было направить эту атомную энергию в мирных целях.
Так в «МБХ медиа» появился легкий разговорный подкаст о людях, которым тоже часто некуда деть свою жизненную энергию — о пенсионерах. В тандем к маме пригласили журналистку и интеллектуалку Марину Обревко. В отличие от моей мамы, Марина — человек деликатный и интеллигентный. Прекрасно образованная и начитанная, Марина много лет занимается культурной журналистикой и умеет говорить о высоких материях. Вместе они создают баланс утонченности и хулиганства. Название «Пипец подкрался незаметно» придумала, конечно, мама. Изначальный вариант был без эвфемизма, но мы решили не огорчать Роскомнадзор. В начале каждого подкаста ведущие называют свой возраст, маме — 59, Марине — 64. Они начинающие пенсионерки.
Подкаст мы запустили в ноябре. Вообще-то мы думали, что каждую неделю ведущие будут обсуждать какую-то сферу из жизни пенсионеров: можно ли прожить на пенсию, нужно ли заниматься воспитанием внуков, как найти любовь в 60+. Но оказалось, что этому поколению сложно рассказывать о своей личной жизни на публику. Если молодые подкастеры легко выбалтывают о себе все подряд, то старшие куда более ревностно относятся к собственным секретам. Стало понятно, что нам нужен третий. Так в «Пипце» появились гости — дамы и джентльмены, разрушающие стереотипы о том, что пенсия — это смертная скука. Так появился слоган: «Как выйти на пенсию и не умереть от тоски». Бухгалтер, ставшая фотомоделью в 72. Дворецкий, победивший страх высоты, прыгнув 400 раз в пропасть с моста. Оператор, поступивший на курсы мультипликации в 90. Эмигрантка, сдавшая экзамен на должность пожарного в 57. Лифтер, открывшая в себе тамаду. Не так я представляла себе пенсию.
Честно говоря, работа над подкастом открывает передо мной не только новые грани жизни. Она открывает путь к дзену. Ничто так не учит быть терпеливой и доброжелательной, как две прекрасные ведущие, которые не могут вставить в компьютер флешку. А потом не могут найти флешку на рабочем столе. Обе ведущие живут не в Москве, так что мы работаем удаленно. Первый эпизод подкаста мы записывали 40 минут. Следующие 40 минут мы пытались переслать записанные файлы мне на почту. И ничего не получилось. Пришлось бежать в ближайший магазин сотовой связи, где консультанты милостиво помогли начинающим подкастерам справиться с техникой. С тех пор этот магазин не раз спасал нас от срыва выпуска.
Впрочем, в сотрудничестве с поколением бумеров (настоящих! а то сейчас бумерами называют сорокалетних сопляков) есть и плюсы. Ничто так не мотивирует на работу, как пенсия в 12 тысяч рублей. У них вообще совершенно другое отношение к работе. Их не надо уговаривать и заставлять, не надо проверять, записали ли они следующий выпуск. Они записали его месяц назад. И еще четыре следующих. Они сами так быстро находят героев, что мне приходится немного тормозить их, чтобы записанные интервью не залеживались. В их молодости не было понятия «прокрастинация», и кажется это чувство им в принципе не знакомо. Они куют, пока горячо. Даже хуже: это они контролируют, чтобы я не откладывала работу на последний момент (никакого уважения к редактору!). Теперь мама каждый день (и даже по выходным!) проверяет, послушала ли я записанный вчера выпуск. И сколько скачиваний у вышедшего эпизода. И когда они, наконец, получат «Редколлегию».
Подкаст стал для мамы планом Б. Возможностью почувствовать себя востребованной, блеснуть чувством юмора, познакомиться с другими классными пенсионерами, которые придумали свой ответ старости. Возможностью поговорить о том, что старея, ты не становишься неинтересным, некрасивым или ненужным. Что пенсия — это действительно не повод умереть от тоски. Это повод найти себя и заняться тем, на что не решался всю жизнь. Ну и, конечно, повод для всех нас поверить, что пенсия — это не так страшно, как кажется с другого берега.
С Восьмым марта, мама. Не останавливайся.
Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.