in

Подушка безопасности для самоедского государства

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

В эпоху великих географических открытий чтобы прославиться надо было как минимум открыть Америку. В эпоху YouTube чтобы прославиться достаточно упасть в грязь, желательно — как-нибудь особенно нелепо. Это если вы обычный человек. Если чиновник — хватит публично сказанной глупости.

Иван Давыдов

Бывший министр труда и занятости Саратовской области Наталья Соколова знаменита теперь настолько, что Google по запросу «саратовская чиновница» первой же ссылкой выдает именно ее историю. Месяц примерно назад Соколова в ходе обсуждения вопроса о повышении прожиточного минимума для пенсионеров сказала, что 3,5 тысяч рублей в месяц «вполне достаточно для минимальных физиологических потребностей», после чего стала звездой и потеряла работу.

Теперь черед директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких. Эта на встрече со студентами и школьниками в Кировограде сообщила собравшимся: «На сегодняшний день у молодежи, в подрастающем поколении складывается почему-то такое понимание о том, что нам государство все должно. Нет. Вам государство вообще в принципе ничего не должно. Вам должны ваши родители потому, что они вас родили. Государство их не просило вас рожать». Тоже прославилась — губернатор Евгений Куйвашев уже извинился и пообещал «разобраться», сама Глацких заявила, что слова ее «вырваны из контекста», но это, конечно, не спасет. Общественность гневается, и это еще полбеды. Беда, что безобразное поведение гражданки Глацких уже осудили на всех государственных телеканалах, заодно пересчитав ее доходы и оценив имущество. Еще и Михаил Дегтярев, глава комитета Госдумы по делам молодежи, назвал слова Галицких «возмутительными и достойными осуждения».

Придется, видимо, рассылать резюме.

Оно вроде бы и правильно, другого не заслужила, но кое-какие сомнения все-таки возникают. Чиновники всех уровней не первый ведь год произносят оскорбительные для жителей страны и для здравого смысла глупости. Иногда даже кажется, что они не говорят ничего другого. Но раньше как-то обходилось, и старшие товарищи нашкодивших за неаккуратные речи не карали. Публичная глупость не была помехой для карьеры, а случалось, служила даже и подспорьем. С чего бы вдруг нынешние строгости?

Дело, пожалуй, вот в чем. Чиновники — а их в России примерно полтора миллиона — скромно думают, что они и есть государство. А государство при этом — главная российская ценность, высший смысл существования каждого отдельного человека — в том, чтобы государство богатело и процветало. Мостик между этими двумя суждениями построить несложно. Самые, ну, скажем мягко, наивные из представителей армии чиновничества простую эту мудрость несут в народ без стеснения. И подрываются на собственной вере в собственную же значимость, как солдат на мине.

Потому что государство — не они. Государство — вот именно то, которое главная ценность и ради процветание которого любой из нас должен всем пожертвовать, не раздумывая, — это совсем небольшая группа людей, знающих дорогу в кабинет самого главного человека. Они могут произносить самые разные речи (не обязательно даже глупые, тут всякое случается), но это все ради маскировки единственной внятной цели: любой ценой сохранить в своих руках власть. Вопросы самосохранения занимают их всерьез, а все остальное — лишь постольку, поскольку помогает решать задачу самосохранения.

«Сплотимся вокруг национального лидера!» — так примерно звучит ключевой слоган этого государства. Его внутренняя пустота принципиальна. Нельзя спрашивать — зачем? У государства, которое само себя объявило главной для людей ценностью, нет и не может быть ответа на такой вопрос. Да и не возникает его у большинства, пока времена вокруг относительно сытые. Когда ситуация начинает ухудшаться, некоторое время могут работать разговоры про «кольцо врагов», внешних и внутренних, заговор против России и прочие происки. Но это — именно что временная мера. И чем хуже ситуация, тем опаснее для того, настоящего, равного совсем небольшой группе людей государства, непрошенная откровенность чиновников на местах.

Задача самосохранения предполагает, конечно, очередной тур изъятия прав, свобод и денег у населения. Но рассказывать этим нищим, что этих нищих провели, — все-таки ни к чему.  

Это печальная для чиновников ошибка — считать, будто они и есть государство. В критической ситуации для настоящего государства они — расходный материал. Что-то вроде подушки безопасности, предохраняющей от болезненного столкновения с рассерженной общественностью. Любым из полутора миллионов служак, возомнивших себя частью государства, государство пожертвует не задумываясь, даже с удовольствием.

Тем более нравы теперь гуманные. Никто ведь не терзает никого на площадях, и не швыряют проштрафившегося чинушу с кремлевского крыльца на пики бунтарей. Ну, пополощут в бесконечных ток-шоу минут десять, в перерыве между рассказами о бедах Украины и коварстве Госдепа. Ну, уволят. От такого не умирают.

В ситуации кризиса государство начинает есть само себя. Снизу. Такой способ самосохранения выглядит странным, но это все равно самосохранение. Шанс выиграть время, шанс хоть немного, да оттянуть тот момент, когда вопросы страна начнет задавать не чиновнику из региона, которого пробило вдруг на откровенность, а настоящему государству.

Снизу ест само себя, а сверху… Сверху — самый главный человек, который с улыбкой рассуждает о перспективах коллективного попадания в рай и пугает мир последней, ядерной войной. И это пострашнее чиновной глупости на местах, а главное — задачам самосохранения чем дальше, тем меньше способствует. И что с этим делать той небольшой группке людей, из которых и состоит настоящее государство, совершенно непонятно. С ним рискованно, а без него они — пустое место. Сами ведь именно так все и выстроили, чтобы без него чихнуть — и то не получалось.

Не позавидуешь, в общем, этим избранным и мудрым, несмотря на стабильный рост их личного благосостояния.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.