in

Придется ли русским наемникам защищать суданского диктатора?

Президент Судана Омар аль-Башир. Фото: Mohamed Nureldin Abdallah / Reuters

Массовые протесты против диктаторского режима в Судане – казалось бы, какая политическая тема может быть еще дальше от российской повестки. Но благодаря стараниям Кремля многие африканские и ближневосточные конфликты имеют теперь отношение к России и к жизням россиян.

Как сообщает Times, на улицах охваченной беспорядками столицы Судана замечены российские наемники. Фотографии белых мужчин в форме, в кузовах военных грузовиков датируются декабрем 2018 года – волнения в суданских городах начались как раз тогда. Со ссылкой на оппозицию страны Times пишет, что это люди, работающие на так называемую «ЧВК Вагнера». Скорее всего им придется (или уже пришлось) приступить к попыткам стабилизировать шатающийся режим.

Судан – это страна в Восточной Африке, населенная арабами и негроидными этносами. После отсоединения христианского Юга – преимущественно исламская. Летом этого года исполнится 30 лет, как Суданом руководит Омар аль-Башир, пришедший к власти, разумеется, в ходе государственного переворота. За годы его правления Судан пережил несколько кровопролитных гражданских войн. Как раз в результате одной из таких войн и отсоединились южные территории, но конфликт между Суданом и независимым Южным Суданом все еще тлеет из-за территориальных споров. Еще одна война с сепаратистами шла на западе – в Дарфуре. Именно из-за геноцида в Дарфуре Омар аль-Башир стал единственным главой государства на планете, в отношении которого действует ордер на арест, выданный Международным уголовным судом. Это означает, что если глава Судана окажется на территории какой-либо цивилизованной страны, на него немедленно наденут наручники. Зато в 2017 году Омар аль-Башир посетил зимнюю столицу РФ, город Сочи. Там он встречался с Владимиром Путиным.

Во время переговоров суданский диктатор заявил, что «привез ключи от Африки» и упоминал о необходимости защитить Судан от иностранного вмешательства. В качестве позитивного примера такой «защиты» приводилась, разумеется, Сирия. «Мы считаем, что если бы не российское вмешательство в ситуацию в Сирии, то эта страна была бы утеряна», — говорил Путину африканский гость. Все суданские внутренние проблемы, в том числе утрату территорий на юге, аль-Башир связывал исключительно с «агрессивными действиями США». Вскоре появились подтверждаемые многими источниками сообщения об отправке в Судан российских наемников.

Президент Судана Омар аль-Башир и президент РФ Владимир Путин (слева направо) во время встречи в Кремле, 2018 год. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Валить все на «вмешательство США» — непременная отличительная особенность диктаторов, доводящих своей политикой людей до отчаяния, а ситуацию – до революции.

И, наверное, подлинная геополитическая доктрина президента Путина заключается только в одном – спасать любой ценой обанкротившихся чужеземных тиранов, ненавидимых собственными народами.

Поддерживать деньгами и оружейными поставками удобных африканских и азиатских лидеров, отправлять в джунгли и в пески пустынь военных советников – давняя советская внешнеполитическая традиция. Она была обусловлена желанием Москвы вести идеологическую экспансию по всем континентам, доказывать всем (и в первую очередь себе), что учение Маркса и Ленина – единственное верное и неуклонно идет к победе в планетарном масштабе. Стоило какой-либо группе молодых офицеров свергнуть президента и объявить о социалистической ориентации своей хунты — из Союза тут же шла всесторонняя помощь. Впрочем, западный блок в годы Холодной войны действовал симметрично, спонсируя диктатуры, декларировавшие свою антикоммунистичность.

Но сейчас ситуация иная. Путинская Россия не имеет какой-либо внятной идеологии. Она ситуационно подменяет идеологию разными наборами пропагандистских эскапад популистского, шовинистического и псевдо-консервативного характера. Кремль еще со времен украинской Оранжевой революции 2004 года болен фобиями. В Кремле считают, что окружены хитрыми и влиятельными врагами, старающимися сжать кольцо окружения еще сильнее. Аннексия Крыма, развязывание войны на Донбассе, спасение режима Башара Асада – все это части нескончаемой войны с «экспортом цветных революций» как «орудия Запада». На эти фобии накладываются и фантомные боли кремлевского руководства, желающего быть на международной арене таким же влиятельным, как руководство СССР, играть с Западом в «большую игру» на равных, стать полноправным членом «клуба мировых господ».

На практике это приводит к дружбе с полными политическими банкротами, заявившими, что США вмешиваются в их внутреннюю политику. С Мадуро, доведшим Венесуэлу до невиданных со времен Веймарской Германии темпов инфляции. С Асадом, который царит в разрушенной Сирии на российских и иранских штыках. С заочно арестованным аль-Баширом. Оплачивать счета комфортных для Кремля гангстеров все чаще приходится кровью граждан России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.