in

Пять лет назад началась олимпиада в Сочи. Чему она нас не научила?

Открытие олимпиады в Сочи, 7 февраля 2014 года. Фото: Lucy Nicholson / Reuters

30 ноября 2013 года Виктор Янукович не идет на первую попытку силового разгона «Евромайдана». В четыре утра палаточный городок продолжает мирно дремать в центре Киева. На следующий день на Майдане Незалежности не собирается огромный митинг, который и обозначает рубеж, после которого сторонники украинской евроинтеграции решили идти до конца. Ближе к новому году палаточный городок с Майдана исчезает. Этого почти никто не замечает. Ну, были в Украине до этого подобные майданы, были и после, просто состоялся один из них. Евроинтеграция заморожена, Владимир Путин предоставляет Януковичу 15 миллиардов долларов. Тот обещает, что еще до президентских выборов 2015 года Украина начнет интеграцию в Евразийский союз. Но эти сюжеты в России уже никому не интересны. В России обсуждают очередное многокилометровое стояние верующих к Дарам Волхвов в Храме Христа Спасителя и готовятся к олимпиаде в Сочи.

Сергей Простаков

Мы уже все забыли вопрос «Какой будет Россия после олимпиады?», потому что знаем, какой она стала. «Вот в канун олимпиады Путин отпустил Ходорковского — не признак ли это грядущей либерализации? Может быть, Путин возьмётся за Кадырова?» — задавались вопросами одни. «Нет, скорее всего, будет полное закручивание гаек», — пессимистично думали другие.

Но все эти вопросы исчезли 7 февраля 2014 года, когда в Сочи состоялось открытие олимпиады. Социальные сети тогда были переполнены национальным единством. Вряд ли бы и в альтернативной реальности без «Евромайдана» было бы по-другому — разве что символическое солнце над стадионом «Фишт» никому бы в голову не пришло сравнивать с горящей покрышкой. И вот защитники Химкинского леса радовались скоморохам. Ходившие на суд к болотникам восхищались балетом под музыку Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Леваки приходили в восторг, что впервые за многие годы русская революция была представлена не как кровавая трагедия, а как эстетический феномен. Набиравший силу и европейский, и демократический национализм увидел в открытии олимпиады свой собственный манифест.

В общем, всем сестрам — по серьгам. Никто не ушел обиженным. Коррупция во время строительства олимпийских объектов? Ради такого можно было пожертвовать! Набиравшие силу политические дела? Ну, ребят, они отдельно, а Олимпиада — отдельно! Лозунг «Россия без Путина!», вокруг которого уже десять лет пыталась объединиться многострадальная российская оппозиция, был отброшен за ненадобностью.

Пять лет назад вечером 7 февраля 2014 года российское общество, объединившись вокруг олимпиады, дало Путину полный карт-бланш. Мы никогда не узнаем, что было бы с Россией, если бы не было победившего киевского «Евромайдана», но точно знаем, что лучше бы не было. Путин получил тогда новый общественный договор, основанный на желании гордиться и любить свою страну. И он пошел навстречу: возвращение Крыма, возвращение утраченных территорий, героика войн — мы же этого хотели тогда 7 февраля? Мы получили бы «Крым», «Донбасс» и «Сирию» в любом случае.

Нам был преподнесен огромный урок. Никогда благое намерение власти не может быть благим для народа, который она принципиально не уважает. Власти, которая продолжает сама себя назначать и ни от кого не зависеть, ни в чем доверять нельзя. И такая власть любой искренний порыв любить и гордиться родиной использует в свою, а не в вашу пользу.

И давайте сейчас не будем вспоминать про Украину, у которой получилось или не получилось. У соседей очередные конкурентные президентские выборы на носу, действующий президент вряд ли переизберется. А у нас хватают активистов каждый день, а журналистов уже начали привлекать за использование исторических параллелей. Зато пять лет назад были скоморохи и балет.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.