in

Пять лет случившегося Крыма

Симферополь во время референдума о статусе Крыма, 16 марта 2014 года. Фото: Krystian Maj / zumapress.com / ТАСС
Мария Кольцова

Пять лет назад с Россией случился Крым. Именно случился, большинство, да иногда и я сама, не зная взглядов собеседника, на всякий случай говорит, что «случился».  Мучать бабушек и тетушек словом «аннексия» и лишний раз нарываться на скандал никому уже не хочется. Да и многие действительно не поняли, как часть одного государства стала вдруг частью другого. В феврале 2014 года на курсе международного права мы как раз проходили территориальную целостность и даже с таким наглядным жизненным примером понять произошедшее было сложно.

 

«Крым» с тех пор из полуострова с детскими лагерями и прекрасным морем превратился в нарицательное понятие. Оно может обозначать и временной отрезок, и политическое явление, и комплекс взглядов — в зависимости от ситуации.  «Это было до Крыма», «после Крыма все мы», «как раз тогда был Крым», «спроси про Крым». Этот самый «Крым» поменял не только жизненные реалии, но и мироощущение. И дело даже не в том, что ответ на вопрос «чей же он» стал для многих мерилом рукопожатности (особенно в первые пару лет, потом-то всем поднадоело, и появились другие вопросы), а в том, насколько усложнилась реальность с тех пор.  Для тех, кому сейчас немногим больше 20-ти, политика началась именно с аннексированного Крыма, который по впечатлениям затмил протесты Болотной.

 

Все начали делиться на тех, у кого полуостров «наш», и тех, у кого украинский. На тех, кто продолжает ездить в отпуск в Ялту, и тех, кто осуждающе пролистывает их фоточки в Instagram. Кто говорит «воссоединение», «присоединение» и «аннексия». В обиходе либеральной тусовочки появилось слово «крымнашист», образовалась новая языковая среда. Почти сразу после «крымнашизма» появилась фраза «затокрымнаш», великий и могучий русский язык быстро изобрел фразу для обозначения последствий — повышения цен, санкций, а потом и пенсионной реформы. Надеюсь, о стилистических тонкостях обсуждения Крыма когда-нибудь напишут диссертацию (вероятнее всего, не в российском вузе).     

 

Конечно, все эти рассуждения чаще всего не выходят за пределы фейсбука, для большинства Крым остался  прекрасным полуостровом, только теперь в отпуск туда можно ездить по новому мосту или летать дешевыми билетами «Победы».  И море в Ялте такое же красивое, как и пять, и десять лет назад. Только вот последствия «случившегося» Крыма расхлебывать придется еще долго.

 

Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.