in

«Референдумные» и «потенциально проблемные» кампании: что ждать от выборов в регионах 9 сентября

Фото: Максим Слуцкий / ТАСС

 

 

Единый день голосования в 2018 году был отмечен протестным голосованием, в нескольких регионах к власти пришла парламентская оппозиция, но в этом году с губернаторских выборов снимают кандидатов даже парламентских партий. По мнению политологов, выборы в большинстве регионов пройдут «по референдумному сценарию», но все-таки не во всех. «МБХ медиа» разбирается, в каких регионах выборы могут перейти во второй тур.

 

 

«Проблемные» регионы

9 сентября выборы в 13 регионах пройдут парламентские выборы, в 16 регионах выбирают глав. До губернаторских кампаний не допустили семерых представителей парламентской оппозиции. Больше всего от КПРФ — 4, от «Справедливой России» — 2, от ЛДПР — 1. Власть успешно реализует сценарий управляемого голосования, считает политолог Сергей Маркелов. При этом в нескольких регионах избирательные кампании отклонились от этого сценария, утверждают другие политологи. 

Фонд развития гражданского общества (ФРГО) утверждает, что существуют риски реальных угроз вторых туров в четырех регионах — Алтае, Астраханской, Вологодской, а также Волгоградской областях. Фонд возглавляет координатор экспертного совета «Единой России» и бывший начальник управделами президента Российской Федерации по внутренней политике Константин Костин. Фонд «Петербургская политика» в своем рейтинге классифицирует выборы в этих регионах как «потенциально проблемные».

Республика Алтай.  ФРГО напоминает, что предыдущий глава региона Александр Бердников на выборах 2014 года чуть не «провалился» во второй тур, набрав 50,63% голосов. Главным конкурентом они считают представителя Виктора Ромашкина КПРФ, который «способен консолидировать значительную часть оппозиционного электората». Коммуниста на губернаторских выборах поддержало объединение коренных жителей региона «Алтай Курултай». Также оно призвало голосовать за любую партию кроме «Единой России».

“В выборах в парламент республики участвует несколько маленьких партий. Партии стремятся получить здесь хотя бы одного депутата, чтобы иметь возможность участвовать выборах в Госдуму в 2021 году без сбора подписей, — рассказал «Тайге.инфо» политтехнолог Некрасов, — при этом можно еще сэкономить — в регионе всего 161 тысяча избирателей.

Астраханская область. Муниципальный фильтр для участия в губернаторских выборах не прошел депутат Госдумы из «Справедливой России» (СР) Олег Шеин, который дважды занимал второе место на выборах мэра Астрахани. Благодаря Шеину СР получила в регионе лучший результат по стране — 17%, поэтому он может «как минимум осложнить победу» кандидату от власти Игорю Бабушкину, говорится в исследовании ФРГО: «Неучастие Шеина вполне вероятно спровоцирует заметную фрустрацию электората, ранее консолидированного вокруг СР и ее областного лидера. Этот негатив может вылиться как в неявку на выборах, так и в голосование за тех оппозиционных кандидатов, которые фильтр преодолели». Там же утверждается, что Шеина не допустили к выборам из-за того, что он долго вел переговоры с властью и не мог решить: остаться политиком №2 в области, разменять отказ выборов на должность в исполнительной власти, сенаторство или гарантии на переизбрании в Госдуму в 2021 году.

Олег Шеин. Фото: Анна Исакова / фотослужба Госдумы РФ / ТАСС

В то же время кандидат от власти поздно начал кампанию — в июне, поэтому он не мог заработать антирейтинг, но и достаточной популярности для референдумного сценария пока тоже не набрал, утверждают политтехнологи ФРГО.

 Вологодская область. Губернаторские выборы пройдут без кандидата от КПРФ Александра Морозова, которому не хватило подписей депутатов для прохождения муниципального фильтра. Но, как утверждает ФРГО, «перспективная» Ольга Ширикова из ЛДПР одна может добиться второго тура, «поскольку рейтинг у губернатора был относительно низкий, а из-за просчетов избирательного штаба долгое время не удавалось добиться положительной рейтинговой динамики». 

Волгоградская область. Губернатора Андрея Бочарова могут подставить региональные элиты, которые он за 5 лет у власти зачистить не смог, считают в ФРГО: «Андрею Бочарову некому проигрывать. И КПРФ, и ЛДПР, и СР выставили против него очень слабых соперников (все трое кроме прочего заведомо старше губернатора)».

Санкт-Петербург. Кандидаты в губернаторы добровольно отказываются участвовать в выборах. Депутат Заксобрания от Партии роста Оксана Дмитриева объяснила это невозможностью пройти муниципальный фильтр. «А играть в спарринг-партнера для кандидата от власти — это не линия Партии роста. Можно, конечно, выдвинуться и скандалить, но зачем?», — сказала она. Выдвинутый ЛДПР Олег Капитанов согласился принять от врио Александра Беглова должность председателя городского Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. 

 Протестного голосования в Санкт-Петербурге и протестов из-за выборов не будет, сказал в разговоре с «МБХ медиа» Сергей Маркелов: «Система действует аккуратно, не раздражая город. Действия оппозиции, которая пытается представить эти выборы как несправедливые, властью локализованы».

 Скандалы с плохой чисткой снега в городе, неудачные выступления на митинге, где Беглов назвал петербуржцев «активнутыми и противными» не скажутся на результате на выборах, считает Маркелов.«Народ не живет этими событиями. Они живут вопросами: сколько у него зарплата, сколько стоят товары. Память избирателя не такая длинная. Все властью сделано грамотно — в кавычках», — говорит он.

 

Управляемые кампании

 В двух из 16 регионов, где пройдут выбор глав региона, Фонд «Петербургская политика» оценивает избирательные кампании как управляемые: в Башкирии и Забайкалье. В последнем регионе в прошлом году население сильно пострадало от наводнений и жаловалось, что власти не справляются с его последствиями, но это не значит, что население будет голосовать протестно, считает глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов:«Депрессивность региона — не обязательно знак нелояльности граждан. Наоборот, в депрессивных регионах часто бывают большие ожидания с тем, что новый назначенец может изменить ситуацию».

 «Везде реализована программа по управляемому голосованию, потому что власть сделала две обязательные вещи: зачистка поля — создание псевдо-конкурентной среды; кампании проходят, не раздражая избирателя — сознательно отказались от агрессивной агитации и пропаганды.  При отсутствии раздражения от кандидата от власти, получается низкая явка и отсутствие протестного голосования. «Агитация за нового кандидата от власти идет за счет освещения его деятельности на посту врио, — говорит политолог Сергей Маркелов. — Если где-то активничает коммунист, то туда разрешается завести кандидата от «Коммунистов России», что размыть электорат КПРФ. Оппозиция агитирует в соцсетях, на личных страничках — то есть нигде. Везде идет голосование на доверие кандидату от президента».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.