in

Резиновые перчатки Москвы: авторская рассылка «МБХ медиа»

Спецназ блокирует протестующих перед Католической церковью в Минске. Фото: Дарья Сапранетская / AP / East News

Привет, меня зовут Роман Попков, я сейчас возвращаюсь из Белоруссии, где провел последние две недели. Мой отъезд — один из результатов того, что тактика действующего президента Александра Лукашенко и его силовиков поменялась — я думаю, после консультаций с россиянами.

Я застал еще период жести, когда 11−12 августа милиция работала очень грубо, превышала полномочия и избивала людей. Мы все знаем, что творилось в минских изоляторах, я лично видел избитых «в мясо» людей, выходящих из «тюрьмы» на ул. Окрестина. Они рассказывали, что им устраивали там «коридор позора», пропускали сквозь строй и заставляли петь гимн ОМОНа и гимн Белоруссии. Я видел, как в ночи сотрудники ГАИ, усиленные ОМОНом, останавливали автотранспорт, вытаскивали людей, ставили их руки на капот…

Но, столкнувшись с довольно ожесточенным сопротивлением, милиция как будто сдала назад. Возможно, из-за колоссального резонанса, из-за огромного вала критики, который обрушился на Белоруссию, ее силовиков и на Лукашенко лично.

И дальше на протяжении двух недель и милиция, и внутренние войска вели себя очень пассивно. Беларусы за эти две недели де-факто отвоевали себе право на свободу собраний. Эта норма — «собираться мирно, без оружия», прописанная в любой постсоветской конституции, стала законом прямого действия. Люди ежедневно выходили митинговать на площадь Независимости, это, чтобы вы понимали, как у нас на Красную площадь выйти или на Манежку.

Это была картина праздника, белорусы себя чувствовали… ну, как мы зимой 2011−2012 года, до 6 мая.

А сейчас, судя по всему, принято решение этот праздник сворачивать. И с моей точки зрения, новая тактика осуществляется при помощи каких-то московских консультантов.

В последние два дня я опять увидел Москву в Минске. Это был не тот старый жесткий Минск, где людей били в кровь, это была наша душная Москва последних лет, в которой протест душат в резиновых перчатках.

В среду была довольно малочисленная акция на площади Независимости, около тысячи человек. И она была разогнана. Но как: ни светошумовых гранат, ни дубинок. ОМОН стремительно выдвинулся из автобуса, рассек толпу, не применяя спецсредств, похватал преимущественно мужчин. Прессу, правда, они еще не трогали. И буквально за 15 минут площадь зачистили, а протестующих увезли в автозаках.

На четверг была анонсирована акция оппозиции на площади Свободы, это в районе Старого города в Минске. Я туда пришел чуть пораньше и зачем-то встал с бейджиком к кучке синежилетной прессы. Вокруг было очень много автозаков, и вся площадь и окрестные скверы были просто усеяны «тихарями» (сотрудниками органов в штатском). Все как один в этих черных антиковидных масках, их очень легко тут выявлять.

Мы привыкли уже, что в последние дни прессу не трогали. Но тут подъехал наглухо тонированный микроавтобус без номеров, из него вышли омоновцы в черном и черных масках, и быстро окружили нас и, просто как куриц, загнали в этот автобус. Никому не выламывали рук, никого не оскорбляли.

Представьте себе, кстати, что бы было, если бы такое случилось в Москве? Как вели бы себя журналисты, если бы их вот так при исполнении ОМОН загрузил бы в автобус? Была бы буря возмущения. А здесь пресса сидит как цыпочки и помалкивает. Не бьют — и слава богу.

После некоторых приключений (я о них отдельно расскажу потом) журналистов отпустили и мы поехали в машине адвоката в съемную квартиру. А мимо нас ехали колонны автозаков с красно-зелеными флагами, как на демонстрации 7 ноября. Я почему-то думаю, что идея ставить красно-зеленые флаги на полицейскую технику — это личный креатив Александра Григорьевича Лукашенко, он так ведет личную войну.

Уже от коллег и от адвоката я узнал, что акцию в четверг менты задушили так же, при помощи новой тактики: рассекли толпу, схватили мужчин, чрезмерного насилия не применяли.

Я считаю, что такая тактика будет использоваться и дальше.

От московской она будет отличаться только тем, что они будут нейтрализовывать прессу, это местная установка: Лукашенко объявил, что из СМИ льется грязь на республику… Они будут нейтрализовывать наиболее ярых активистов на митингах и будут все душить. Будут административные аресты, штрафы, сроки и так далее, все то, что мы проходили после первой Болотной: медленное удушение безнадегой.

Если менты опять проявят жестокость, как в первые дни протеста, тогда будет общественная ответка, новое возмущение и мобилизационный эффект. Если будут душить, как сейчас, то, конечно, перспектив особых не будет.

Но я не исключаю, что у действующего президента Белоруссии может хватить глупости вернуться к старому доброму насилию. Особенно если он поймет, что людей выходит мало, сказывается эффект усталости, у лидеров нет четкой стратегии, тогда он может опять врубить жесть.

Безусловно решающим днем будет воскресенье (на которое запланирована очередная большая акция). Вопрос в том, сможет ли эта акция достигнуть высот предыдущих выходных, и вопрос в том, как будет действовать милиция на улице.

Тактику «резиновых перчаток» не применишь против стотысячной толпы.

Но Александр Григорьевич способен на самый разнообразный «креатив».

Это текст авторской рассылки «МБХ медиа». Каждую субботу сотрудник редакции пишет вам письмо, в котором рассказывает о том, что его взволновало, удивило, расстроило, обрадовало или показалось важным. Подписаться на нее вы можете по ссылке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.