in

Спасайся кто может! Антон Орех о панике из-за коронавируса

Фото: Koki Kataoka / AP

Меньше знаешь – крепче спишь. И вообще, невежество – большая сила. Коронавирус бушует за тысячи километров от нас, а мы обсуждаем его так, словно вышел за порог – а там уже поджидают тебя мутанты и зомбяки, зараженные неведомой заразой, от которой нет спасения. 

В Ульяновске из маршрутки выкидывают пассажира в маске – мало ли! В самом деле – куда как не в Ульяновск ударить первым делом уханьскому вирусу! Таксисты в столичный городах приветствуют китайских туристов двойными тарифами. Будешь корчиться в муках – так хоть успеешь деньжат заработать, заодно и на таблетки хватит. 

Вновь на арену выходит арбидол. Странная таблетка, о которой говорят разное. Мол, помог ей административный ресурс, а так – просто кусок мела. Но от мела хуже ведь не будет? Так что пошел в дело и арбидол. 

В некоторых московских школах детей отправили на карантин. Да что вообще может быть лучше для учеников! Тем более если самочувствие хорошее, ничего не беспокоит – а учиться не надо. Бдительные граждане, которые видят подвох во всём, даже в аномально теплой зиме, подозревают, что наши власти что-то недоговаривают. Впрочем, если власти знают больше, чем мы, но превентивно отправляют детей по домам – молодцы чиновники, заботятся о нас! 

Меньше повезло китайцу, который захворал в Чите. О своем недуге он узнал из федеральных СМИ — как и мы с вами. Опять-таки сила сквозного информационного общества. Лет -цать назад кто бы знал, что вообще в этой Чите творится? Сама Чита – и там слухами питалась бы. Но тут не повезло китайскому товарищу. Которого и в госпиталь забрали со второй попытки. А сам госпиталь произвел на него такое колоссальное впечатление, что, несмотря на болезнь, он поделился с остальным миром этими прекрасными кадрами. Кажется, что в такой больнице проще еще чем-нибудь заразиться, чем вылечиться. Наверное, лихие 90-е виноваты – больше некому! 

Тем временем глаза у страха велики настолько, что пошли разговоры об угрозе проведению летом Олимпиады. Причем Игры пройдут не в Китае, а в Японии! И по здравому размышлению, если через полгода эпидемия достигнет таких масштабов, что даже в высокоразвитой, островной к тому же Японии будет бушевать эта «холера», то всем нам, в принципе, будет не до спорта. Подвал, запасы крупы, спичек, керосина, берданка, ящик патронов – вот это будет намного актуальнее. 

Человечество любит бояться. Кассовые сборы бьют фильмы об ужасных болезнях, которые вырвались из лабораторий и пошли гулять по миру, выкашивая миллионы и миллионы. Поэтому всякая похожая история в реальности немедленно активирует в мозгу киношные картинки. 

В 2002 году все в панике опасались атипичной пневмонии (SARS). Умерли в итоге 800 человек. Потом, практически через год, страху нагнал птичий грипп – 455 смертей. Но когда он только входил в силу, тоже всерьез говорили о переносе Олимпиады в Пекине, до которой в тот момент оставалось… пять лет. Через пять лет про птичий грипп уже никто не помнил, и чтобы освежить подробности, надо было лезть в Википедию. 

Восемь лет пришла очередь  MERS. Это не германский автомобиль, а ближневосточный респираторный синдром. Еще 850 жертв. Шесть лет назад наступила лихорадка Эбола. 11 тысяч покойников! Это было уже круто. Но бушевала зараза в бедной Африке, где люди вообще умирают чаще и для кончины гораздо больше причин. 

Теперь снова Китай подбросил повод для переживаний. И хотя вирусологи уверяют, что летальность уханьской пневмонии существенно ниже, чем перечисленных выше болезней, никому же не хочется попасть в скорбный список, даже если он будет коротким и даже если вы будете знать, что пока вы читаете эти строки, в авариях на дорогах гибнет гораздо больше людей, чем от любого вируса. 

В этом смысле любопытно наблюдать за китайским опытом борьбы с эпидемией. Китай не Африка. Уровень развития государства, уровень жизни граждан и ценность их жизней выше. Зато народу – полтора миллиарда. Ухань по населению сопоставим с Москвой, а по китайским  понятиям где-то в конце первой десятки мегаполисов. Когда зараза страшна, а в зоне риска миллионы, китайские власти принимают полицейские меры. Просто изолируют Ухань и соседние города. И в карантине оказывается примерно 60 миллионов человек – хотя, возможно, сейчас уже больше, поскольку цифры постоянно меняются. 

Насколько это эффективный метод – спорно. Но китайский режим поступает так, как ему удобно и так, как привык. Не нравятся ему уйгуры – 10 миллионов человек помещают в концлагеря. Не нравится тлетворное влияние Запада – за Файрволом  прячется суверенный интернет, а мировые соцсети подвергаются жесточайшей цензуре. Все для блага человека – вам же самим лучше будет!

В России многие с симпатией и даже восторгом следят за эффективностью такого метода решения любых проблем. Был бы я параноиком, всерьез бы рассматривал вариант с внезапной эпидемией загадочной болезни, как способ перекроить нашу политическую карту. Здоровье дороже! Ради спасения наших жизней можно пожертвовать всякими свободами – покойникам свободы не пригодятся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.