in

Список литературы от политзаключенных: какие книги любят фигуранты «московского дела» и других политических дел?

Иллюстрация: Gordon Johnson / Pixabay

«Многим заключенным только в тюрьме и удается читать спокойно, без перерыва, серьезные книги. Попадая рано в круговорот кружковой жизни и политической агитации, большинству революционеров только и удается читать толстые книги в тюрьме», писал анархист Петр Кропоткин в своих мемуарах. «С мая я отсидел 80 суток и прочитал реально много», более столетия спустя говорит оппозиционер Алексей Навальный.

Лично и через посредников мы спросили у фигурантов политических дел об их любимых книгах. Полученный список и комментарии их читателей-заключенных можно использовать как список литературы для себя и в качестве рекомендации для выбора книги, которую можно отправить в СИЗО или колонию.

Влад Барабанов, «московское дело», около месяца провел в СИЗО

«1984»,  Джордж Оруэлл

Содержание книги легко проецируется на наши реалии.  

Айдар Губайдулин, «московское дело», около 40 дней провел в СИЗО

«Щегол», Донна Тартт

Филигранная проработка персонажей и переживаний главного героя. Увлекательный сюжет и колоритный Борис (персонаж книги — «МБХ медиа»), которого просто невозможно забыть.

Владимир Емельянов, «московское дело», около двух месяцев провел в СИЗО

«Финансист», Теодор Драйзер

— Наверное, она близка мне тем, что главный герой так же, как и я, оказывается в тюрьме по распоряжению высшего истеблишмента, только в городе Филадельфия.

Егор Жуков, «московское дело», около месяца провел в СИЗО

«От диктатуры к демократии», Джин Шарп

Даниил Конон, «московское дело», около месяца провел в СИЗО

«Как закалялась сталь», Николай Островский

— Прекрасное автобиографическое произведение о сложном пути человека, о мужестве, самопожертвовании и силе человеческого духа. Знаменитое выражение «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» как раз оттуда.

Валерий Костенок, «московское дело», меньше месяца провел в СИЗО и ИВС

«Дом правительства», Юрий Слезкин

— Так как я летом много работал во время кампании в Мосгордуму, не было времени читать. А когда все закончилось моей посадкой, то время появилось. В СИЗО книгу передать тяжело: долго искать на «Озоне» (интернет-магазин — «МБХ медиа»), потом ждать доставки и так далее. А в ИВС можно спокойно передавать книги. Я вспомнил про «Дом правительства», и мне ее принесла бабушка. Помню тот день: нечего делать, сижу один вторые сутки, и мне приносят список переданных вещей, там море еды и среди нее «Дом Правительства». Я сразу же прошу мне ее принести. Книга большая, 800 страниц. Чтобы прочитать, мне хватило шести суток, в которые я продолжал оставаться один на один с книгой. Сама книга посвящена… очень просто — политике. Политике с 1900 года. Как говорит Леонид Парфенов: «События, люди, явления». Молодые революционеры-большевики приходят к власти, строят коммунизм в СССР. Сначала их сажают в тюрьмы, отправляют в ссылки, революция, приход к власти, внутрипартийная оппозиция, репрессии. И все это очень сильно отразилось на всем: на культуре, архитектуре, семье, религии. Жизнь репрессированных в тюрьме похожа на нашу в «московском деле». Я нашел там нас.

Егор Лесных, «московское дело», около двух месяцев находился в СИЗО, приговорен к 3 годам колонии

«Странник по звездам», Джек Лондон

Эдуард Малышевский, «московское дело», больше трех месяцев провел в СИЗО, приговорен к 3 годам колонии

Серия «Агни-йога», Николай и Елена Рерихи

Дмитрий Пчелинцев, дело «Сети», больше двух лет находится в СИЗО

«Шантарам», Грегори Дэвид Робертс

Михаил Светов, экс-глава Либертарианской партии России, в августе провел 30 суток в СИЗО из-за участия в акции 16 июля

«Берег утопии», Том Стоппард

— Пьеса про предреволюционные события середины XIX века — самого начала XX. Лучшее произведения о события тех дней, который написал чех на английском языке. У нас про ту эпоху вообще нет хорошей литературы и для нас ее написал чех. Потрясающая пьеса, Том Стоппард — лучший драматург из наших современников, однозначно и это просто пьеса, которой ты зачитываешься, которая складывает всю эпоху в такую однородную картину, ты понимаешь, как все это происходило. Она удивительно достоверна реальным событиям, очень афористично написана, там нет ни одной лишней строчки, просто изумительное произведение.

Анна Павликова, дело «Нового величия», около 5 месяцев провела в СИЗО, находится под домашним арестом

«Сумма биотехнологий», Александр Панчин

Илья Шакурский, дело «Сети», больше двух лет находится в СИЗО

«1984»,  Джордж Оруэлл

Юрий Дмитриев, глава карельского отделения «Мемориала», около трех лет находится в СИЗО

«Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков

Книгу в колонию или тюрьму можно положить в передачу или отправить посылкой, но общий вес посылок, которые за месяц могут получать заключенные, ограничен. «ОВД-Инфо» пишет, что литературу в тюрьмы и колонии также можно отправлять письмами первого класса, которые по правилам Почты России могут весить до 500 грамм. Однако книги можно разрывать и отправлять частями. Также литературу можно передавать во время длительных свиданий и через адвокатов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.